Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

Поднявшись на защиту братьев и пройдя через жесточайшие испы­ тания военными неудачами, русский народ принес освобождение сер­ бам и болгарам. И, хотя до полной независимости оставалось еще три десятка лет, именно 1879 год стал годом реального конца турецкого ига. САМАРСКОЕ ЗНАМЯ Как ни стыдно сознавать, но до Десятого Праздника славянской пись­ менности и культуры о Самарском знамени я не знала ничего. В Мур­ манске заговорили о нем в 1995 году, когда ребята гимназии № 4 с пре­ подавателем Диной Николаевной Ибрагимовой вышили его, а священники освятили. Мурманское Самарское знамя стало копией бол­ гарского Самарского знамени, овеянного славой Шипки. После этого праздника каждый год стали носить его к памятнику Кирилла и Мефо- дия победители областного литературно-исторического конкурса «Хра­ мы России». Вот что написала в своем сочинении о Самарском знамени Таня Антонова: «Однажды к нам в класс вошла учительница литературыДина Николаевна Ибрагимова и стала рассказывать о приближающемся боль­ шом празднике —Дне славянской письменности и культуры, обратъях- первоучителях Кирилле и Мефодии, о Самарском знамени, о русско-ту- рецкой войне, олюдях, которые отдавали своижизни за Самарское знамя. В наши сердца запало чувство братства, которое испытывали рус­ ские, когда шли помогать болгарам под Самарским знаменем, и мы ре­ шили изготовить его копию. Изготовлением в основном занимались ре­ бята из шестых классов, но помогали и другие, те, у кого доброе сердце и умелые руки. Когда мы вышивали знамя, понимали, что русский и болгарский народы считают его святыней, символом объединения «сла­ вянской семьи», и поэтому мы старались вышивать знамя как можно лучше, ведь делали его не только для города Мурманска, но и для воспи­ тания своей души. Художник Николай Симаков написал лики: с одной стороны трехцветного полотнища (красный, белый, голубой) — крест с изображением Иверской Богоматери, с другой на таком же кресте — изображение святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Мы шьем копию Самарского знамени, потому что хотим стать на­ стоящими славянами, приобщиться к великим делам наших предков, возродить лучшие национальные традиции нашей России. И надо ви­ деть, с каким пониманием, любовью и ответственностью делают каж­ дый узор мои одноклассницы на этом знамени». Добавлю к описанию знамени только то, что на черном древке с позолоченной скобой было выполненное в древнерусском стиле копье с надписью на скобе: «Болгарскому народу, город Самара, 1876 год». И вот оно, Самарское знамя из Мурманска во главе Славянского Хода. Мы заходим в музей советско-болгарской дружбы в Софии. Внем 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz