Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
Поднявшись на защиту братьев и пройдя через жесточайшие испы тания военными неудачами, русский народ принес освобождение сер бам и болгарам. И, хотя до полной независимости оставалось еще три десятка лет, именно 1879 год стал годом реального конца турецкого ига. САМАРСКОЕ ЗНАМЯ Как ни стыдно сознавать, но до Десятого Праздника славянской пись менности и культуры о Самарском знамени я не знала ничего. В Мур манске заговорили о нем в 1995 году, когда ребята гимназии № 4 с пре подавателем Диной Николаевной Ибрагимовой вышили его, а священники освятили. Мурманское Самарское знамя стало копией бол гарского Самарского знамени, овеянного славой Шипки. После этого праздника каждый год стали носить его к памятнику Кирилла и Мефо- дия победители областного литературно-исторического конкурса «Хра мы России». Вот что написала в своем сочинении о Самарском знамени Таня Антонова: «Однажды к нам в класс вошла учительница литературыДина Николаевна Ибрагимова и стала рассказывать о приближающемся боль шом празднике —Дне славянской письменности и культуры, обратъях- первоучителях Кирилле и Мефодии, о Самарском знамени, о русско-ту- рецкой войне, олюдях, которые отдавали своижизни за Самарское знамя. В наши сердца запало чувство братства, которое испытывали рус ские, когда шли помогать болгарам под Самарским знаменем, и мы ре шили изготовить его копию. Изготовлением в основном занимались ре бята из шестых классов, но помогали и другие, те, у кого доброе сердце и умелые руки. Когда мы вышивали знамя, понимали, что русский и болгарский народы считают его святыней, символом объединения «сла вянской семьи», и поэтому мы старались вышивать знамя как можно лучше, ведь делали его не только для города Мурманска, но и для воспи тания своей души. Художник Николай Симаков написал лики: с одной стороны трехцветного полотнища (красный, белый, голубой) — крест с изображением Иверской Богоматери, с другой на таком же кресте — изображение святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Мы шьем копию Самарского знамени, потому что хотим стать на стоящими славянами, приобщиться к великим делам наших предков, возродить лучшие национальные традиции нашей России. И надо ви деть, с каким пониманием, любовью и ответственностью делают каж дый узор мои одноклассницы на этом знамени». Добавлю к описанию знамени только то, что на черном древке с позолоченной скобой было выполненное в древнерусском стиле копье с надписью на скобе: «Болгарскому народу, город Самара, 1876 год». И вот оно, Самарское знамя из Мурманска во главе Славянского Хода. Мы заходим в музей советско-болгарской дружбы в Софии. Внем 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz