Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.

фия ту Новгород». В свете редких фонарей на фоне черного ночного неба она, София, глядела царственно и величественно. С чувством ог­ ромного поклонения старине мы прикасались пальцами к ее молочного цвета стенам и старались почувствовать нечто... И почувствовали, ус­ лышали... Словно из глубины веков донеслись до нас слова: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ди­ вишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местноч­ тимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, вель­ можами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская...» Новгородский Софийский собор древнейший памятник каменной суровой монументальной архитектуры на Севере Руси. Построен сыном Ярослава Мудрого новгородским князем Владимиром в 1045-1050 го­ дах. Может, потому София до сей поры жива, что строилась на молит­ ве. Известно, что наиболее значительные храмы на Руси всегда посвя­ щали Софии, которая являлась излюбленной темой русской мысли. София — имя Божие, вторая ипостась Троицы, имя воплощенного Бога Иисуса Христа, поэтому древняя новгородская крепость была задумана, как небесный град Иерусалим с двенадцатью башнями, а в центре сам Бог (София). Именно София воспринималась русскими, как противо­ стояние хаосу и уничтожению мира. В древних летописях можно найти легенду, в которой рассказыва­ ется о том, что когда художники украшали Софию фресками, они напи­ сали в куполе Христа с благословляющей раскрытой рукой. Утром нов­ городский епископ обнаружил, что рука Бога сжата в кулак, и приказал мастерам образ переписать. Два раза живописцы переписывали руку, а на третий услышали в храме неведомо откуда раздавшийся глас: «Писа­ ри, о писари! не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с ру­ кой сжатою, потому что в этой руке держу я великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет скончание». Каза­ лось бы, всего легенда, но она нашла подтверждение в жизни. Купол Софии и сжатая в кулак рука Христа пережили все беды, но вот снаряд фашистских варваров уничтожил софийскую главу, а вместе с ней был до основания разрушен и древний Новгород. Точную характеристику новгородскому зодчеству дал И.Э. Грабарь, выдающийся искусствовед, художник и реставратор. Он писал: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода доста­ точно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесан­ ного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которые, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новго­ родца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но все­ гда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряющее». 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz