Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
фия ту Новгород». В свете редких фонарей на фоне черного ночного неба она, София, глядела царственно и величественно. С чувством ог ромного поклонения старине мы прикасались пальцами к ее молочного цвета стенам и старались почувствовать нечто... И почувствовали, ус лышали... Словно из глубины веков донеслись до нас слова: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ди вишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местноч тимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, вель можами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская...» Новгородский Софийский собор древнейший памятник каменной суровой монументальной архитектуры на Севере Руси. Построен сыном Ярослава Мудрого новгородским князем Владимиром в 1045-1050 го дах. Может, потому София до сей поры жива, что строилась на молит ве. Известно, что наиболее значительные храмы на Руси всегда посвя щали Софии, которая являлась излюбленной темой русской мысли. София — имя Божие, вторая ипостась Троицы, имя воплощенного Бога Иисуса Христа, поэтому древняя новгородская крепость была задумана, как небесный град Иерусалим с двенадцатью башнями, а в центре сам Бог (София). Именно София воспринималась русскими, как противо стояние хаосу и уничтожению мира. В древних летописях можно найти легенду, в которой рассказыва ется о том, что когда художники украшали Софию фресками, они напи сали в куполе Христа с благословляющей раскрытой рукой. Утром нов городский епископ обнаружил, что рука Бога сжата в кулак, и приказал мастерам образ переписать. Два раза живописцы переписывали руку, а на третий услышали в храме неведомо откуда раздавшийся глас: «Писа ри, о писари! не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с ру кой сжатою, потому что в этой руке держу я великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет скончание». Каза лось бы, всего легенда, но она нашла подтверждение в жизни. Купол Софии и сжатая в кулак рука Христа пережили все беды, но вот снаряд фашистских варваров уничтожил софийскую главу, а вместе с ней был до основания разрушен и древний Новгород. Точную характеристику новгородскому зодчеству дал И.Э. Грабарь, выдающийся искусствовед, художник и реставратор. Он писал: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода доста точно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесан ного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которые, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новго родца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но все гда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряющее». 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz