Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 1: Время встреч/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 273, [30] с. : ил.
вых болот. Это край суровый и нежный, край черной полярной ночи и белого летнего дня. Для пришлых людей Лапландия — дантов ад, для коренных жителей — колыбель, мать, отчий дом, где каждая былинка словно родная. КРЕЩЕНИЕ СААМОВ Обратимся к истории появления православия на Кольском полуост рове. Эта история связана с именем преподобного Трифона Печенгско- го, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в по луночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крес тить в православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом бе регу реки Паз — Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет. В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Че рез некоторое время по указу царя Феодора Иоанновича обитель пе ренесли за реку Колу — «против острога на острову». На месте разру шенного монастыря возвели церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над мо гилой святого — храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Правосла вия среди лопарей». Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловец кого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской лето писи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил в Кандалакше, на берегу реки Нивы, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богороди- це-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Дол гие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края. В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соло вецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зоси- мы и Савватия, среди монахов было много инородцев3. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера». 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz