Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

И сладко-сладко сделалось, и слезы полились, как у Личутина, в конце прочтения. Очистительные, точно святое причастие приняла, точ­ но в святом источнике омылась словами личутинскими ласковыми, со­ всем не приукрашающими действительность сельского попа Виктора, а настоящими словами русскими, почти забытыми сегодняшними лите­ раторами. Священник говорит: «Если за свою жизнь я хотя бы двух че­ ловек привел к Богу, то жизнь моя не напрасна... Мы страдаем оттого, что мало верим сердцем. Языком многие верят. Свечки ставят, пожерт­ вования бывают. Иногда за советом приезжают, будто к колдуну, дес­ кать, помоги, — и все. А что для этого душою надо потрудиться, — не понимают. Себя от внутреннего труда освобождают, духовной битвы боятся, чтобы все готовенькое. ...Аесли и молятся, то только с просьбою к Господу, дай-дай, да чтоб немедленно исполнились желания. И редко когда возблагодарят в молитве: „Мати Пресвятая Богородица, спасибо Тебе”. ...На Руси все смутилось, перемешалось, пожалуй, в такой расте­ рянности давно не находился русский человек. Я не виню их, но так случилось... Раз мечутся, значит, действительно худо, ищут хоть какой- нибудь помощи...» И вот уже слово «поп» Личутин омывает в моем восприятии, и начи­ нает звучать оно в душе не оскорбительно. Засверкала в очерке всеми гранями душа человеческая, и так захо­ телось самой с отцом Виктором познакомиться. Близок он мне оказал­ ся своими мыслями. Даже в обращении на «ты», что многих во мне шо­ кирует, сходимся. Я, как и отец Виктор, прошу тех людей, что к душе пришлись, обращаться ко мне на «ты». Отец Виктор тоже Личутину го­ ворит: «Вот почему я ругаю, когда человек обращается ко мне на „вы”? Когда говорят мне „вы”, сердце сразу замыкается, а скажут „ты”, значит он не враг мне, не имеет за душой против меня никакого злоумышле­ ния... Князь Святослав, когда шел на врага, извещал: „Иду на вы!”». И я говорю, что «вы» в отношениях для меня — стена, и тоже приво­ жу пример, только с Александром Невским. В тот период все великие князья «вы» — тьмой считали. Несколько столетий русские люди знали, что «вы» слово пришлое, навязанное, во множественном числе обозна­ чающее тьму, потому Бога никто и не смеет на «вы» называть. Хорошо хоть до нас дошло, что и мы к Богу на «ты» обращаемся. Обидно только, что обращением на «вы» приучили нас якобы тем самым уважение к человеку проявлять. Сами себя от Бога и отдалили. За одно это я отца Виктора крепко зауважала. На многое очерк Личутина мне глаза открыл, во многом смирил. Спасибо за это Володе, Володеньке, как ласково по-отечески называл его Виктор Крючков — сельский поп, пастырь, овец пасущий. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz