Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.
которого он являлся, и о первой саамской поэтессе Октябрине Вороно вой. Затем встречались с ним на Балашовских чтениях в Великом Нов городе и нынешней осенью вновь встретились в Москве по прибытию туда Ушаковского хода. Слово Владимира Личутина веское, образное, слово архангельско го поморянина с особыми подковырками, до того сочное, что, прочитав одну его вещь, обязательно захочешь прикоснуться к слову его и в дру гой, и третий раз... Вот как он в своем выступлении на XI Всемирном русском народном соборе о слове говорил: «Мы не знаем, как создается и живет мысль, как выглядит она, но верно знаем, что без слова она не живет, не может явить себя. Мы не знаем, да, пожалуй, и никогда не познаем, что есть слово в своей сущности, в своей сердцевине, поэтому оно так воздействует на человека и вообще на весь мир, благотворно преображая его иль роняя в жесточь и погибель. Его никогда не уви деть, не взять в полон, не замерить его энергии, побудительных свойств и качеств. Даже в простейшем слове зашифрована история рода и наро да, но мы принимаем его, как божественный дар, в нем таится, нрав и норов, психология, заповедальность, союз земли и неба». Вот каково! Нам всем слово личутинское изучать и изучать еще. Когда в России люди потянулись в храмы, церковнослужителей они стали называть батюшками, священниками, монахами, казалось, а как иначе. И вдруг в конце прошлого года один из знакомых, пытаясь меня подколоть, едко роняет: «Ты теперь с попами общаешься». Меня всю так и передернуло. Я приняла это обращение к священникам, как лич ное оскорбление. Слово брошено и занозой осело в душе. Вполне осоз навала, что негативное отношение к слову «поп» у людей стало возни кать, когда шла борьба с религией и церковью, но был и литературный пример: А.С. Пушкин, «Сказка о попе...». Там тоже прослеживалась на смешка над попом, но странно, в наше время люди, тянущиеся к духов ности, не называют священников попами, обращаясь к ним с особым уважением — отец, батюшка. Однако слово «поп» остается существо вать, хотя его и мало используют, так в чем разница? Или хорошего свя щенника называют батюшкой, а плохого — попом? Вопросы возникали, а ответ не находился. Вдруг натыкаюсь на очерк Личутина «Сельский поп» и вновь царапнуло, как? И Владимир туда же? Не могла не про честь. АЛичутин-то сам этим вопросом мучился. Писал: «Почему поп, а не батюшка. Словно бы служители из двух разных миров. Потом стал размышлять... Наверное, один мир — грозный, немилостивый, по учающий, суровый, далекий от крестьянских пажитей, хотя и на земле. Другой — всемилостивый, прощающий, по-отечески добрый, избяной, родовой, кровный...» 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz