Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Или казачья песня: «Как на вольный Терек выгнали казаки, выгна­ ли казаки сорок тысяч лошадей...» Вот и мне посчастливилось увидеть, воспетый в стихах и песнях знаменитый северокавказский Терек! Думая о чеченском народе, вспоминаешь школьно-программные про­ изведения Лермонтова иТолстого. Говорят, о менталитете японцев дают представление меч и хризантема: с одной стороны жестокость, с дру­ гой вдохновенная красота, а вот менталитет чеченцев можно выразить словами-символами «кинжал» («Люблю тебя, булатный мой кинжал», М.Ю. Лермонтов) и «репейник». Обратимся к толстовскому «Хаджи Му­ рату». Герой пытается сорвать цветок этого растения, стебель которого мало того, что «...кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, — он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна... Какая, однако, энергия и сила жиз­ ни, — подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. — Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь». В этих словах русский классик раскрывает всю суть чеченского на­ рода —вайнаха, слово, которое мы не раз за экспедицию произносили на кавказский манер. Вайнахи— нация, объединяющая чеченцев и ингушей. Свои люди, потому как из исторических источников следует: старшего брата в семье считали чеченцем, младшего — ингушом. Когда сыновья женились, каждому из них по обычаю строили дом, поэтому и получи­ лось, что чеченцы и ингуши живут как бы отдельно, являясь, однако, еди­ ном народом — вайнахом. Письменные свидетельства о вайнахских племенах периода ранне­ го средневековья (V-X вв.) скудны и отрывочны. Скорее, они потомки арабских завоевателей, совершавших походы против Хазарского кага­ ната в VII-VIII веках. Некая группа которых, смешавшись с частью хазар и местным дагестанским народом, осела в труднодоступных ущельях Северного Кавказа и дала начало новому племени нахча. Это и были предки чеченов и ингушей, занимающие в целом ту же территорию, что и в начале нашей эры, то есть нагорную часть Чечни и Ингушетии, меж­ ду Дарьяльским ущельем у верховья реки Шаро-Аргуна. В бассейне среднего течения Терека и его притока Сунжи издавна проживали гребенские казаки, оседлое христианское племя, заключив­ шее военный союз с воеводами Ивана Грозного и совместно построив­ шее здесь в 1567 году пограничную крепость Терку, или Терский горо­ док. Гребенцы занимали земли за Тереком «на гребнях», то есть на восточных и северных склонах Терского хребта, у впадения реки Ар- гунь в Сунжу. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz