Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Все определяется в денежно-экономических отношениях зажиточного хозяина-кулака, и он жесток с соседом, с животными, с собственной дочерью, толкая ту на аборт. Однако свет спектакля в том, что убийство Свиньи Хозяином не от­ кладывается в душах зрителей невыносимой тяжестью безысходности жизни, потому как во втором действии она вновь появляется на сцене уже в роли Ангела Свиньи. Ангел Свиньи и дает человеку надежду, что жизнь продолжается, только необходимо душу свою в чистоте содер­ жать. У некоторых православных, мнящих себя до конца воцерковленны- ми, Свинья в образе Ангела может вызвать оскорбительные чувства, но на это есть прекрасный ответ архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в книге «Дух, душа и тело», где он приводит места из Священного писа­ ния, совершенно ясно свидетельствующие об одухотворенности живот­ ных: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух жи­ вотных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3, 21) Они [животные ] , как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности — религи­ озность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тон­ кая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и за­ чатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подру­ гу: он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю. Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой сту­ пени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключе­ ние из этого правила — любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и рели­ гиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме. Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности». Такова в спектакле Лошадь Сестричка, со своей готовностью на са­ мопожертвование. Решение отдать жизнь за душу еще нерожденного ребенка у нее появляется от огромной внутренней преданности семье Хозяина. Животные в спектакле преподносят людям урок гуманности и 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz