Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Родился Юрий Сергеев в 1948 году в донской казачьей станице Ску- ришенская Волгоградской области. По рассказам бабушки знал, как энкаведешники зимой 1937-го приехали и угнали в ночь неизвестно куда двести казаков, так видно боялись их, а затем еще в войну двести с лиш­ ним погибло. Все были сильные, смелые, с тайными знаниями. Для при­ мера, в 1856 году в их станице жило 11650 человек, сейчас осталось все­ го семьсот. Писательская судьба Сергеева началась в госпитале в Солнечногор­ ске, куда он попал, когда служил в армии. А так как уже с шести лет любил книги читать, то первым делом в госпитальную библиотеку от­ правился. Особенно впечатлила тоненькая, в мягком переплете, книжеч­ ка «Там вдали» Василия Шукшина. Он тогда о Шукшине ничего не знал, а вот книгу его несколько раз перечитывал. Смеялся, плакал... Все что писал Шукшин, и ему было близко, вспомнилась станица, жители... И там же в госпитале, ничего не придумывая, написал он свои первые двад­ цать пять рассказов. Затем, работая в Якутии в геологоразведке, напи­ сал рассказ «Цепь» и повесть «Королевская охота». Мне же интересно, как Сергеев над романом «Княжий остров» ра­ ботал. И удивилась его признанию. — Когда садился писать, ставил перед собой родовые иконы от деда и бабушки, читал молитвы и включал балалаечную музыку композито­ ра Юрия Клепалова, известного в России и за ее пределами как создате­ ля своего особого направления, своей оригинальной манеры игры на балалайке. Клепалов на ней может и звон колокольный изобразить, и женский плач воспроизвести. За год роман написал, такой поток ин­ формации шел. Причем под музыку Клепалова я три книги написал: «Становой хребет», «Княжий остров» и «Наследницу». Методику эту от художника Константина Васильева взял, он тоже свои картины под му­ зыку писал. Считаю, что на каждой странице должен образ быть, свет, цвет, запах. Я к этому интуитивно подошел, а потом Шолохова стал чи­ тать. Взять «Тихий Дон», у него все там одухотворено: «нацелованная волной галька косы», как? Потому-то мы все и любим Шолохова. Я счи­ таю, что каждая страница книги твоей должна быть живой. Например, выехала с хутора семья. Едут в церковь на праздник. Сначала звон пас­ хальных колоколов слышат, и тут у читателя начинает работать слух; затем они купола видят — работает зрение; подъезжают к церкви, захо­ дят, а там ладаном пахнет — запах; причащаются — вкус. Вот так все и должно быть: и вкус, и цвет, и свет, и запах. Судьба романа «Княжий остров» Сергеева интересна. В 1985-м он по­ пал в Оптину пустынь, где располагался сельхозтехникум. Ноги привели его прямо к келье Амвросия. На встречу старичок-монах идет. Подошел 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz