Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.
высоком звоне праздничных колоколов (звонари тут же забили набат) — началось». И далее здесь же у писателя находим нежное обращение к ребенку: «Олфёрушка мой, колокольчик ты мой ласковый!». В настоящее время во всех уголках России возрождаются, стро ятся новые церкви и колокольни. Россияне вновь начинают наслаж даться звоном колоколов. Но пожилые люди иногда нет-нет, да и ска жут: далеко еще новым колоколам до прежних малиновых звонов. Может, это тоска старых людей по своему детству, когда казалось все ярким, замечательным и неповторимым, а может, на самом деле нынешние литейщики не достигли еще того искусства, каким обладали мастера прошлых лет. Ведь недаром и Балашов в романе «Бремя влас ти» пишет о тайных знаниях сплавов: «Пройдут века, и мудрые люди напишут ученые книги, и все равно не1поймут, не откроют всего, что знали и умели древние колокольные мастера. Знания тайны огня. Коим чутьем и коими навыками потребно во зобладать, дабы сварить и не пережечь грозно клокочущую стихию? Дабы не стал жесток, не выгорел металл, дабы не ушла из схожего с солнцем жидкого свара тайная и нежная сила звоносного голоса! ...Знания тайны земли, в которой творят, отливают колокольное тело... Но сугубая мудрость тут даже не в самых редких составных ли тейной земли, сколь в том, какою влажностью должна обладать готовая опока. На ощупь, прикладывая к лицу, внутренним чутьем многолетне го опыта познает мастер ту тончайшую меру, в коей — и только в ней — вся сила литейной земли». И если в романе «Бремя власти» писатель говорит о знаниях масте- ров-литейщиков, то в «Симеоне Гордом» читаем уже о только что отли том колоколе, еще горячем, темно-сверкающем, смотреть который сбе гается едва ли не пол-Москвы. Приехал и князь: «От металла шел истомный и душный нутряной жар. ...Симеон подошел к горячему колоколу, тихонько ударил, вслуши ваясь в чистый, негромкий, застывающий где-то в глубине звук» и пред ставил, каким он будет «...когда с высоты падут тяжелые звоны и по чистоте, по густоте, по красоте гласа колокольного станет ясен истин ный талант колокольного кудесника. И не в пудах веса, не в тяжести сугубая хитрость (хотя и в них тоже!), но иной и зело тяжкий колокол глух и прост, а другой — словно с горних высей песнь херувимскую вещает собою!» И далее читаем, какой пир был учинен Симеоном в честь сотворе ния самого большого колокола в Москве и поднятия его на звонницу, когда «... первый малиновый звон необыкновенной красы и силы потек над Москвою, на века означив одну из главных Любовей церковного 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz