Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

ные заполошные звоны», в «Бремени власти» «...колокола били и били красным праздничным звоном». Чаще в произведениях Балашова звучит набат — частые многократ­ ные удары в большой колокол. И его тревожный звон является призы­ вом к объединению и спасению Руси. Балашов в своих произведениях не просто описывает колокольный звон. Им он рисует характер предстоящей сцены, как, например, в нео­ конченном романе «Юрий»: «Вдали ударил с оттяжкой и стоном пер­ вый утренний колокол. Звук далеко пролетел в промороженном возду­ хе, будя эхо и дальние отзывы, пролетел и замер. И тотчас, не давая пропасть звуку, ответили ему россыпью колокола ближних храмов, а там включились дальние, и красный утренний звон, умножая и играя, потек над Москвой, будя округу и приближая рассвет... ...Пели колокола, собиралась дума...» И следующей звон, при котором звучание колоколов уже меняется, происходит при кончине отца маленького княжича, дядька которого, князь Юрий Дмитриевич, не воспринимает наследника как будущего правителя: «...Властно и яро били колокола. Внизу, в столовой горнице, лежал отец, мраморно-холодный, немой и неподвижный, и десятилет­ нему мальчику сейчас было до ужаса страшно и до ужаса одиноко — впору было завыть». В этих небольших зарисовках мы видим два характера колоколь­ ных звонов: один — поющий «красный утренний», другой — властный и яростный. Знаменитая легенда о граде Китеже, будто бы погрузившимся в озе­ ро Светлояр и таким образом укрывшимся от разорения татарами, на­ шла отражение во многих произведениях русских писателей. По на­ родной легенде, в этих местах можно услышать звон китежских колоколов, а в глубине озера увидеть затонувший город. Не обошел эту тему и Дмитрий Балашов в романе «Бремя власти». Вот что рассказывает старица в доме ростовского боярина Кирилла: «В Заволжье было то, в лесах непроходимых... Озеро одно, ясное-ясное, и звоны, верным людям одним только и слышимые... Татары, вишь, иска­ ли полонить, ан Китеж туманом одело... Татарчонок один подбежал к воде, а тамо и зрит: град под водою, и домы, и костры, и церкви Божьи, и звоны колокольные—все по-старопрежнему, вишь, как при дедах-пра- дедах было, и не порушено, и не разорено...» А вот в романе «Великий стол» писатель обращается к звону в Успе­ ние Богородицы — торжественному благовесту. Рисует, как благовес­ тят в праздник колокола, когда город полон людей, пришедших из приго­ родных сел на богомолье «...в жаре, в волнах солнечного света и пыли, в 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz