Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬНЫЕ з в о н ы В РОМАНАХ ДМИТРИЯ БАЛАШОВА На Руси издавна к колоколам относились, как к живым существам. Если по колоколу ударить кулаком — он промолчит, а если мягко хлоп нуть ладонью — отзовется всеми обертонами. Иногда достаточно даже просто постоять рядом со старым колоколом, чтобы ощутить исходя щее от него тепло, потому как в каждом колоколе заложена своя энерге тика еще в пору литья. Сначала колокола привозили в Древнюю Русь из европейских госу дарств, а затем русские мастера научились и сами отливать их, при этом превзойдя всех известных мастеров Запада и Востока. Колоколам припи сывали способности слышать человеческую речь, чувствовать и пережи вать. Наверное, поэтому колокол имеет свои тулово, оплечье, язык, уши, плащ и юбку. А голос колокола несет в себе гармоничное сочетание сра зу нескольких звуков, что зависит от формы чаши, толщины стенок и веса. Чем тяжелее колокол, тем ниже его голос. История знает случаи, когда колоколам вырывали языки, лишая их голоса, отрубали уши, секли розгами, выставляя на позор, а провинившихся ссылали в Сибирь. После Октябрьского переворота колокола умолкли более чем на полвека. Воз никает вопрос: так почему же в последние годы у людей так возрос инте рес к колоколам и колокольному звону? Почему авторы в литературных произведениях часто обращаются к колокольным звонам? Может, пото му, что колокола и колокольный звон были частью русского националь ного характера и неотъемлемой принадлежностью российских храмов, важнейшей и интереснейшей страницей русской культуры? Существует множество видов и рисунков колокольных звонов: на батный, вечевой, красный, сполошный, осадный, сигнальный, разгон ный, отходный, малиновый, будничный, пасхальный, другие. И о каж дом из них можно прочесть в романах Дмитрия Михайловича Балашова, замечательного писателя-историка, ставшего классиком в литературе, творчество которого можно назвать поистине набатным. «Серебряным звоном» славят княжеский поезд владимирские колокола в «Симеоне Гордом». В романе «Ветер времени» звучит над Москвой погребальный звон, о чем, впрочем, читаем и в романе «Похвала Сергию»: «Над Мос квою, над Кремником тек непрестанный погребальный звон». Монах-летописец слышит, как «тяжелые удары колокола звучат над его головою. Хоронят и хоронят! Чей-то завтра черед?» И здесь же пе ред нами предстает и другой «... колокольный звон, — за ним вступили подголоски, и скоро воздух наполнило веселым утренним перезвоном». Вромане «Отречение» гул колокола «...нарастал, распадаясь на отдель 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz