Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

рой может обладать человек, — это быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу». Балашов искренне считал, что восстановление национальной куль­ туры и народной нравственности в ее традиционных формах может про­ изойти только при помощи православия, как главной духовной ценнос­ ти народа. Даниил, сын Александра Невского, в романе Балашова «Младший сын» получает княжескую власть и, интуитивно почувствовав, что исти­ на жизни не в войнах, а в мирном труде, начинает строительство своего московского Дома. Так тема строительства в романе становится цент­ ральной. Но зададимся вопросом, а смог бы Дмитрий Михайлович прийти к этой мысли, если бы в своей собственной жизни не считал ее главенству­ ющей, если бы сам не взял в руки топора? Не думаю. Балашов всегда стре­ мился к правде, а бытовые подробности, которые описывал в своих рома­ нах, проверял и утверждал всей своей жизнью. Если в его произведениях кто-то пахал плугом, косил сено, скакал на коне, плотничал, строил избу, то все это он проделывал и переживал сам, о чем наглядно свидетель­ ствуют построенные им дома в Чеболакше и Козынове. Размышляя об истинах и политике, Балашов писал, что когда власти­ тель ставит перед собой общенародные цели, думает не о себе, а о своей стране, жертвуя многим, даже собственной жизнью ради общегосудар­ ственных задач — тогда власть во благо. Александру Невскому принад­ лежат слова о том, что нет большей жертвы, чем отдать свою душу «за други своя». И сам Александр умел быть решительным и жестким, когда это требовалось. Балашов утверждал, что именно Александр Невский в дальнейшем стал создателем великого государства Московская Русь, встал во главе этого, растянувшегося на века строительства, поднявшего рус­ ский народ к славе. Добился создания великого государства терпением и мудростью, мужеством и жертвенностью, стоивших ему самому жизни. Своими произведениями он размыл романтическую дымку, окуты­ вающую исторические личности XIII-XIVвеков. И вот уже сын Алексан­ дра Невского Даниил Московский оживает в романе «...миролюбив, и тих, и кроток, и милостив», и при этом остается не безгрешным челове­ ком. Через своих героев Балашов показывает нам жизнь и труды обыч­ ных людей, обремененных княжеской властью, но которые своею жиз­ нью и делами затем будут причислены народом к лику святых. Считал, что народ, забывший свои исторические традиции, обряды, оставшийся без религии — не народ. А вот здесь-то мы и натыкаемся на одно из противоречий его характера. Писателя, отстаивавшего религиозность народа и по романам которого многие пришли к православной вере, по 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz