Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.
Для характеристики тогдашних ощущений Станислав Александро вич приводит отрывок из своей книги, из главы «Варзуга»: «Ждали ма шину... Позевывали, обменивались утренними малозначащими словами, настраиваясь на долгий рабочий день. И вдруг над серыми мелко-буд- ничными словами необязательного разговора всплыло что-то большое, своеобычное, Что-то сродни трехсотлетней церкви, у которой мы сто яли: „Постой, подружка, дай мне слово молвить...” И дальше — как всплеск: „Коль люди не удивленны!” Меня просто-таки ослепили эти слова, я даже не расслышал, о чем женщина говорила дальше. „Коль люди не удивлены!” Так мог начать речь философ Сенека, будь он происхождением нов городец. Так воскликнуть мог мятежный Аввамум. Так удивиться и при ветствовать можно и людей, и солнечный восход...» Здесь, в Варзуге Балашов впервые рассказал Панкратову о Марфе- посаднице, образ который сильно волновал его тогда и в чьих древних владениях они и находились. И, как пишет карельский писатель Юрий Дюжев, это был еще один родник вдохновения и школа мастерства для Балашова — древнерус ская литература. Будучи великолепным знатоком книжно-библейс ких и апокрифических сюжетов и образов, он более всего дорожил традициями литературы северной Руси со свойственным ей понима нием жизни и психологии народа. Не случайно из-под его пера пер выми появляются произведения — повесть «Господин Великий Нов город» и роман «Марфа-посадница», посвященные жизни города, где, несмотря на все беды, развивалась русская культура, велись летопи си, создавались «жития» князей и повести о сопротивлении русских людей иноземным врагам. Балашов практически в одиночку начал битву за спасение памятни ков деревянного зодчества на всем пространстве русского Севера. Втом числе и в Варзуге. Потому что хоть и повеяло в начале 60-х ветром сво боды, — инерция разрушения была слишком велика, чтобы вдруг оста новиться: церкви, часовни продолжали сносить, и многие шедевры древ ней Руси спаслись только потому, что судьба воздвигла их на Севере, вдали от высокого чиновничьего атеистического взгляда... На свой страх и риск в кампании за спасение деревенских церквей он пробивался к столичным знаменитостям, собирая подписи под кол лективными письмами в защиту российских древностей, действуя един ственно возможным способом — через головы местного партийного и прочего начальства», — пишет Панкратов. У меня после известия об убийстве Балашова был шок. Я много ду мала о понятиях греха и святости. Что это такое? Был грешен или свят 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz