Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.
В 1969-м, на год раньше сказок, вышла его книга в соавторстве с Юлией Красовской «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря». Мурманский прозаик Виталий Маслов писал: «Мурманчане обяза ны Балашову — писателю и ученому — лучшим сборником сказок Тер ского берега: Дмитрий Михайлович записал их от сказителей, обрабо тал, подготовил к изданию. Россия обязана ему не имеющей подобия книгой — исследованием «Русская свадьба», которую я назвал бы ис следованием-поэмой. Но все-таки главный труд его — цикл романов «Го- судари московские». Кстати, в одном из них, в романе «Отречение» Бала шов упоминает Варзугу: «Дивно видеть и теперь, как пихаются шестами навычные к тому далекие потомки новгородских землепроходцев — се верные поморы. Несколько мужиков стоя, не в лад и не враз, а вразно бой, кто как попадя и вроде неспешно тычут шестами в дно, а лодка идет против течения порожистой быстрой северной реки Варзуги, будто на невидимом канате, споро и ровно, тянет ее какая-то незримая сила. Не шевельнет носом, не вильнет, и берег бежит, торопится, уходя назад. С такою скоростью шла бы, пожалуй, моторка, не с чем боле сравнить. А в ту пору, как не было моторов и знатья о них никоторого, в ту пору и срав нить не с чем было ровный и быстрый ход новогородских ушкуев вверх по извилистой капризной реке. Долгой змеею, след в след идут и не дрог нут на струе, не отстанут смоленые долгоносые лодьи». Тепло вспоминал Дмитрия Михайловича в своем прощальном сло ве в 2000 году его друг, писатель Станислав Панкратов. Он говорил, что познакомился с ним в Варзуге, около Успенской церкви, которая вошла затем во все альбомы и справочники русской деревянной архитектуры: немало часов они провели вместе около этого удивительного, одухотво ренного сооружения... В то время Панкратов работал над книгой «Сол нечный ветер», а Дмитрий Михайлович подолгу жил в деревнях Терс кого берега, записывая фольклор — песни, сказки, причитания, свадебные обряды, поговорки — все, чем так богат простой народ в не тронутой глубинке. Панкратова приятно удивила манера Балашова собирать экспеди ционный материал. Жил в деревне он не как «...некий элитарный спец, требующий к себе особого отношении, этакая „столичная штучка”. Нет, он запросто носил воду для пожилой своей хозяйки, пилил и колол дро ва, поправлял покосившееся крыльцо». А однажды два полных дня вме сте были на сенокосе. Балашов «...заправски косил траву, настраивал косу и одновременно разговаривал с кем-нибудь из местных косцов, кто работал рядом с ним. Иногда он прислонял косовище к плечу, доставал блокнот и записывал слово, или оборот, или поговорку-присловье». 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz