Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

скользкое месиво тел». Фраза практически ложная, потому что „сколь­ зкое месиво тел" в данном случае неточно. Ведь воины все в броне, в одежде. Но, несмотря на это, я ее так и оставил и даже поместил отто­ ченной на целую главу. И так бывает очень часто. Придет какое-то сло­ во, а к нему потом можешь целую главу написать. Если пришла тебе в голову какая-нибудь мысль, сразу запиши ее, не надейся, что память со­ хранит. Помни, что литература — это образ и фразы». А на вопрос, почему стал писать именно исторические романы, от­ ветил: «У меня была цель. Так как исторические труды читают едини­ цы, я решил в романах вернуть русскому народу его историю, потому и размахнулся на государей, аж до Смутного времени...» Духовная сила Балашова была столь сильна, что просто на испуг та­ кого человека не возьмешь. Помню выступление Дмитрия Михайлови­ ча в Минском университете в 1997 году — гневную речь по поводу пра­ вящего тогда правительства России. И затем — незамедлительная телеграмма из МИДа, в которой говорилось: «Остановите Балашова!» В мире верующего человека все начинается с тебя. На тебя Господь смотрит, тебе помогает, вот ты и не подкачай. Кто Балашов для меня? Это и путевка в большую литературу, так как давал рекомендацию в Союз писателей, верил, и, конечно, человек, которого я и воспринима­ ла именно как человека, личность и только уже потом как писателя, мыслителя, политика. Политика — дело переменчивое, сегодня такая, завтра другая, а Россия держится, прежде всего, на любви. Помню, какой ажиотаж вызвала рукопись Балашова о Славянском Ходе у нас в писательской, присланная Маслову. Виталий Семенович про­ чел, дал прочесть Тимофееву и Синицыну, предупредив, чтобы те не рас­ пространялись о ее содержании. Но о том, что знают трое, вскоре узнали все остальные, и стали пытать читавших, что же такого криминального написал Балашов в своих воспоминаниях, да еще под названием «Любовь». И чью это любовь он имел в виду? Тимофеев в разговоре со мной заме­ тил, мол, Балашов сдал, как писатель, коль за основу своего повествова­ ния о таком историческом Славянском Ходе поставил любовь. Когда она была опубликована в «Роман-газете» в 1999 году,и я про­ чла ее, искренне порадовалась за Дмитрия Михайловича. Не каждому писателю дано так смело рассказать о своих чувствах. Наше путешествие в 1997 году в Черногорию подходило к своему логическому завершению. До Новгорода оставалось ехать чуть больше часа, и я прошу Дмитрия Михайловича сказать напутственное слово, за которое благодарна ему до сих пор: «Что касается литературы, скажу так: талант дается от Господа, его можно похоронить, можно не разви­ вать, можно развивать. Надо работать не спустя рукава. Творчество 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz