Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

говорил на Феодоритовских чтениях и профессор Алексей Алексеевич Киселев: «Для меня Варзуга — то же, что для всей России — Волга... Это не просто река, не просто селение — это наша духовность! Да и история показывает, что на протяжении шести веков Варзуга является творением всего доброго, хорошего, всего духовного, что есть на по­ морском Севере. И памятник старины — Успенская церковь (1674) — это не памят­ ник церковный, духовный, это памятник богатства варзужан»... Эти Феодоритовские чтения произвели глубокое впечатление и на архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона: «...в истори­ ческом плане, и в человеческом. Важно, что ученые люди, выступая на чтениях, затронули очень значимую для нас на сегодняшний день тему — о необходимости взаимодействия научного, практического и социального с Церковью. Возникла потребность человека избавиться от разделения. Мы не должны отделять себя от других, как не должны отделять от себя раны, и те беды, те радости, которые испытываем, дол­ жны нашими общими, едиными переживаниями. Единство — вот свой­ ство, сохранившееся на сегодняшний день во всей своей полноте и под­ линности здесь, в Варзуге, которую я считаю старейшим средневековым селом, колыбелью Кольского Заполярья». И, конечно, Варзуга не была бы Варзугой без ее жителей, без зна­ менитого хора, их песен-баллад. Чтобы петь, как поют варзужанки, надо испытать «соленые брызги беломорского шторма, добыть своими рука­ ми царицу студеного моря — семгу, изведать все, что посылает суровая природа Заполярья. А еще видеть по весне луга, расцвеченные купава­ ми да полярными незабудками, вдохнуть воздух реки, пережить веко­ вые невзгоды и радости». Во всем чувствовалось, с какой душевной теплотой ждали варзужа- не гостей и готовились к празднику. Распахнутость сердец, доброта, открытость, простота, спокойствие, достоинство и самодостаточность в полной мере проявляются у варзужан. А река Варзуга не только поит и кормит поморов, но и жемчугом одаривает. Не зря говорят, что жемчуг, до поры хранящийся в жемчу­ жине, только тогда живет, когда чувствует тепло человека. Его даже за Щекой держали, выпаривая. И не зря варзужан фараонами прозвали, и появилась по этому пово­ ду особая поговорка: «Фараон на колеснице, варзужанин на поездни- Це». В праздничные дни варзужанские поездницы-лодки с шашечками таксистов без остановки курсировали с одного берега на другой... Дав­ ненько Варзуга не принимала у себя столько гостей — около полутора тысяч человек! 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz