Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

дывая в корзинки. При этом соревнуются между собой — кто больше соберет. Помимо расписных натуральных яиц, к пасхе готовили еще и специ­ альные подарочные яйца из стекла, хрусталя, фарфора, драгоценных ме­ таллов, зеркал. Изготовление таких изысканных пасхальных яиц в Рос­ сии было и традицией, и старинным ремеслом. Ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней для русских царей делались еще задолго до Фаберже, но только Карл Фаберже и его мастера сумели довести искус­ ство изготовления ювелирных пасхальных яицдо непревзойденного уров­ ня изящества, мастерства и творческой фантазии. Особое место среди них занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Внутри можно было обнаружить великолепные сюрпризы: крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов, живописные миниатюры... Эти яйца — настоящие шедевры ювелирного искусства конца XIX - начала XXвеков. ТЫ КАТИСЕ, ЯИЧКО, ДА КО ДУМЕ ГОСПОДНЕЙ! Имя мурманской художницы Татьяны Шороховой я впервые услы­ шала от Виталия Семеновича Маслова, который восхищался ею, расска­ зывая, что именно она явилась художником буквиц к первому Праздни­ ку славянской письменности и культуры, обложки первой книги на саамском «Ялла» Октябрины Вороновой. Танюша — девушка вологодская, родилась в городе Кириллове, мо­ жет, потому у нее в произведениях так ярко представлена Русь. Искус­ ство ее многогранно, но перед Пасхой хочется сказать о ее кружевной росписи пасхальных яиц, передавшейся ей по наследству от бабушки, слывшей на Вологде мастерицей кружевного плетения. Яркие сказоч­ ные птицы, цветы тоже не редкость на Татьяниных писанках. «Ты катисе, яичко, да ко думе Господней! Дай ты людям защиты и добра дай и спасу» подобные присказки Татьяна пишет на своих распис­ ных и пасхальных открытках. В средние века люди воспринимали яйцо как символ мироздания, где скорлупа олицетворяла землю, тонкая мембрана — воздух, белок — воду, желток — огонь. И всегда яйцо олицетворяло символ жизни и смерти, потому издревле и принято на Пасху яйца раскрашивать. Татьяна говорит, что расписные яйца каждый год у нее получаются разными и по использованию красок, и по настроению. А начала она их расписывать давно, сразу после окончания Ярославского художествен­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz