Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.
дывая в корзинки. При этом соревнуются между собой — кто больше соберет. Помимо расписных натуральных яиц, к пасхе готовили еще и специ альные подарочные яйца из стекла, хрусталя, фарфора, драгоценных ме таллов, зеркал. Изготовление таких изысканных пасхальных яиц в Рос сии было и традицией, и старинным ремеслом. Ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней для русских царей делались еще задолго до Фаберже, но только Карл Фаберже и его мастера сумели довести искус ство изготовления ювелирных пасхальных яицдо непревзойденного уров ня изящества, мастерства и творческой фантазии. Особое место среди них занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Внутри можно было обнаружить великолепные сюрпризы: крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов, живописные миниатюры... Эти яйца — настоящие шедевры ювелирного искусства конца XIX - начала XXвеков. ТЫ КАТИСЕ, ЯИЧКО, ДА КО ДУМЕ ГОСПОДНЕЙ! Имя мурманской художницы Татьяны Шороховой я впервые услы шала от Виталия Семеновича Маслова, который восхищался ею, расска зывая, что именно она явилась художником буквиц к первому Праздни ку славянской письменности и культуры, обложки первой книги на саамском «Ялла» Октябрины Вороновой. Танюша — девушка вологодская, родилась в городе Кириллове, мо жет, потому у нее в произведениях так ярко представлена Русь. Искус ство ее многогранно, но перед Пасхой хочется сказать о ее кружевной росписи пасхальных яиц, передавшейся ей по наследству от бабушки, слывшей на Вологде мастерицей кружевного плетения. Яркие сказоч ные птицы, цветы тоже не редкость на Татьяниных писанках. «Ты катисе, яичко, да ко думе Господней! Дай ты людям защиты и добра дай и спасу» подобные присказки Татьяна пишет на своих распис ных и пасхальных открытках. В средние века люди воспринимали яйцо как символ мироздания, где скорлупа олицетворяла землю, тонкая мембрана — воздух, белок — воду, желток — огонь. И всегда яйцо олицетворяло символ жизни и смерти, потому издревле и принято на Пасху яйца раскрашивать. Татьяна говорит, что расписные яйца каждый год у нее получаются разными и по использованию красок, и по настроению. А начала она их расписывать давно, сразу после окончания Ярославского художествен 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz