Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Существует еще ряд легенд... Например, о том, что Матерь Божия окрашивала яйца, чтобы развлечь младенца Иисуса. Когда начался суд над Сыном, она отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить оного, при­ несла ему в дар расписанные яйца. Умоляя о сыне, упала перед Пилатом на колени, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету. Стех пор они и служат воспоминанием о страданиях Христа. В другой легенде говорится о том, что капли крови распятого Хрис­ та падали на землю и принимали вид куриного яйца, а слезы Матери Его, попадая на них, оставляли узоры. Еще одна легенда рассказывает, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из со­ бравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что на третий день Иисус воскреснет. Хозяин дома возразил: «Только если курица на столе ожи­ вёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. Окрашенное красной краской яйцо напоминает людям о том, что наша новая жизнь приобретена пречистой Кровью Спасителя. И цвет этот является знаком радости о победе над смертью Иисуса Христа. Традиция дарить пасхальные яйца как символ рождения жизни, Воскресения Христа существует в Европе с XVI века. Считалось, что ониобладают магической силой: останавливают пламя во время пожара, охраняют имущество от врагов и даже лечат. Мало кто знает, что существовали строгие правила, разъясняющие, кому какую писанку подарить. Людям преклонного возраста дарились яйца с черным или коричневым фоном, детям — со светлым, парням и девушкам — с красным, хозяину и хозяйке дома — «сорококлинки» (яйца, орнамент росписи которых состоял из 40 равносторонних клинь­ ев —треугольников, символизирующих 40 дней Великого поста, пред­ шествующего Пасхе). По способу окраски яйца можно разделить на крашенки (окрашива­ ются одним красителем), крапанки (от слова «крапать» — капать, нано­ сить на яйца пятна, полоски, крапинки другого цвета), драпанки («дра­ пать»— царапать), маляванки («малявать» — рисовать, разрисовывать), писанки — (раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами). В разных местах названия могут различаться. С появлением на Руси писанок появились и игры, например, всеми известная и любимая с детства — «Битье яиц». Обменявшись крашены­ ми яйцами, дети и взрослые начинали биться ими до тех пор, пока у кого-нибудь не треснет скорлупа, тогда победитель забирал себе поби­ тое яйцо соперника. Или когда взрослые прячут пасхальные яйца в ком­ нате, среди кустов и деревьев около дома, а ребятишки ищут их, скла­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz