Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

И КУРИЦА НА СТОЛЕ ОЖИЛА, И ЯЙЦА ПОКРАСНЕЛИ Задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — символом мироздания, где скорлупа олицет­ воряет землю, тонкая мембрана — воздух, белок — воду, желток — огонь. Яйцо — начало мира, символ бесконечности. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях греков, персов, египтян, римлян. Яйцо — символ чистоты и плодородия. Вспом­ ним русские народные сказки, в которых за морями и лесами, на высо­ кой горе злой колдун прячет свою жизнь в яйце, разбив которое, доб­ рый молодец лишает злодея жизни. В древние времена яйцо принималось за единицу расчета процентов или аренды. Обосновать это можно тем, что яичный белок добавляли в известковый раствор для кладки стен. Но вместе с тем, в христианстве яйцо нашло свое место как символ возрождения Христа к новой жизни. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху встречается в рукописи X века из библиотеки греческого монас­ тыря св. Анастасии. В конце церковного устава, приведенного в рукопи­ си, после молитв на Пасху надлежало читать и молитву на благословение яиц. Игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!». По другой рукописи «Номоканон Фотия» (XIII век) узнаем, что игумен мог даже подвергнуть наказанию того монаха, кото­ рый в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостоль­ ским преданиям. На Руси еще Патриарх Никон обходил свое духовенство, привет­ ствуя каждого возгласом «Христос Воскресе!» и лобызаясь, а далее брал из поднесенного ему короба красные яйца и одаривал ими архиереев и архимандритов — по два, иереев — по одному. Лично дарил каждому и с каждым христосовался. Итак, яйцо как символ жизни и смерти воплощало в себе надежду на воскрешение, а потому издревле раскрашивалось христианами на Пасху. Официальная христианская версия гласит: во времена римского вла­ дычества было принято, посещая императора, приносить ему дар. Свя­ тая равноапостольная Мария Магдалина, пришедшая с проповедью веры в Рим, подарила императору Тиберию простое куриное яйцо, объявив ему о Воскресении Христа. На что император воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на его глазах свершилось чудо: яйцо покраснело, свидетельствуя истинность христианской веры. И удив­ ленный Тиберий воскликнул: «Воистину Воскресе!» 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz