Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

А теперь вспомним и есенинскую «Марфу Посадницу», где, расска­ зывая о героине свободолюбивого Новгорода, он рисует образ Марфы Борецкой на фоне вечевого колокола: Раскололся зыками колокол на вече, Замахали кружевом полотнища зорние; Услыхали ангелы голос человечий, Отворили наскоро окна-ставни горние. Как по былънице тропинка пролегла; А пойдемте стольный Киев звать! Ой ли вы, с Кремля колокола, А пора небось и честь вам знать! Пропоем мы Богу с ветрами тропарь, Вспомним белую попончу, Загудит наш с веча колокол, как встарь, Тут я, ребята, и покончу. В разных стихах у Есенина колокола несут разную психологичес­ кую нагрузку. В стихотворении «Инония» мы слышим «лай колоколов над Русью грозный», в «Мечте» героиня поэта «с паперти под колокол гудящий» сходила «в благовоньи свеч», в «Поэме о 36» «колокол бьет семь раз», а в стихотворении «Чары» весне-царевне колокола поют гимн. Что же касается колоколен, то поэт и их не обошел своим вниманием. В стихотворении «Сторона ль ты моя, сторона!» колокольня несет «мед­ ные мешки колоколов», а в стихотворении «Запели тесаные дороги» «.. .на известку колоколен невольно крестится рука», и дед на взметнув­ шуюся колокольню без креста глядит с тоской. «И зовет их с большой колокольни гулкий звон, словно зык чугуна» — это уже из стихотворе­ ния «Возвращение на родину». В стихотворении «Пугачев» колокольня голубая, а в «Метели» — рыдающая. Конечно, здесь упоминаются далеко не все стихи, в которых у Есе­ нина звучат колокола, колокольчики и бубенцы, но и по этому изоби­ лию мы вполне утвердительно можем сказать: да, он поэт благовест- ный, воспевающий звонкозвонную Русь. Ведь еще в стихотворении «Пушкину» он мечтал, чтобы и его «степное пенье сумело бронзой про­ звенеть», и оно действительно прозвенело. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz