Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

тер» у него «рассыпал звонистую дробь» («Лисица») , или «обгрызанный костыль» начинает звенеть в его руке в стихотворении «Нищий с папер­ ти». Следуя за его «звоном стропил» («Есть светлая радость под сенью кустов») мы «в тишине ночной» слышим «звенящий голос жаб» («Испо­ ведьхулигана»). Успокаиваемся «с ручейками тихозвонными» («Лебедуш­ ка»), «перезвонною волной» («Под венком лесной ромашки») , «звоном звезд насыпая уши» («По-осеннему кычет сова»). И дожди у него «звони- стые» («Старухи») , «и по кустам звенит капель» («Руси»), звенит «как колос с земли растущий снег» («Октоих») и «перо не быльница, но в нем есть звон», стихотворение, имеющее название по этой строке, и «отзве­ нел давно звеневший сад» («Золото холодное луны») и «на гумне впере­ бойзазвенели цепы» («Молотьба») , и в стихотворении «Прячет месяц за овинами» весна у Есенина «серьги звонкие повесила», и становится «рез­ че звон, прилипший на копытах» («Табун»). Звенеть поэт призывает гита­ ру в «Руси уходящей» и Мать сыру землю в «Небесном барабанщике». И слышится нам тоска в строке поэта, когда он восклицает: «прозвенит твой сон» («Проплясал, проплакал дождь весенний») ,точно в предчувствии сво­ ей трагической кончины. И все же, как бы то ни было, поэзия его воль­ ная, душевная, звенящая, истинно русская поэзия — колокольная! А теперь обратимся к его стихам, в которых речь непосредственно идет о колоколах и колокольчиках. Колокольцы, колокольчики — одна из самых красивых страниц в истории русских колоколов. Колокольчик — открытая книзу металлическая чашечка с закрепленным внутри язычком, звучит только в подвешенном вертикальном положении. В России коло­ кольчики— седёлочные звонки, крепившиеся к седёлке лошади, извест­ ныс начала 30-х годов XIX века. В это время московские извозчики уже ездили с седёлочными звонками, звон которых был негромким, но очень приятным. Недаром в старину его сравнивали с «малиновым звоном». И существовало самых различных колокольчиков великое множество. Бо­ лее известные или ходовые: «дар Валдая», сибирские, новосибирские, гранные, гладкие, подшейные, гречушные, рыбацкие... Колокольчик ли, дальнее эхо ли, — Всё спокойно впивает грудь. Стой, душа! Мы с тобой проехали. Через бурный положенный путь. «Несказанное, синее, нежное» О бубенцах же в России заговорили только в 50-х годах XIX века, когда вышел запрет на использование колокольчиков в ямщицком оби­ ходе частными лицами. Тогда-то сообразительные ямщики и обратили свое внимание на бубенчики, которые можно было цеплять под дугой лошадей, сколько душа пожелает. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz