Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Не белы снега по-надДоном Заметали степь синим звоном. Под крутой горой, что ль под тыном, Расставалась мать с верным сыном. «Ужты, мать моя, голубица, Сбереги ты ус на божнице; Окропи его красным звоном, Положи его под икону!» Ответ находим в стихотворении «Иорданская голубица»: Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик. Крепкий и сильный, На гибель твою, В колокол синий Я месяцем бью. Оказывается, все просто: Есенин ассоциирует «колокол синий» и «синий звон» с небом. Потому в стихотворении «Ах, как много на свете кошек» и звезда у него «звенит голубая». А какие образные определения он дает своим звонам в стихах! Звон — «тихий раскованный» («Подражанье песне»), «пушистый» («Пу­ шистый звон и руга»), «снежный» («Поэма о 36»), «ветряный» («Закру­ жилась пряжа снежистого льна»). И уже более привычный — «волхов­ ский» («Отчарь») , «звон побед» («Польша») , «монастырский» («Богатырский посвист»). В поэме «Анна Онегина» Есенин заменяет привычное слово «звон» на новое «звень», и с этим возникают уже другие ощущения окружаю­ щей природы: то мы видим «приятную хладную звень», то «равнинную тихую звень». Потому поэзия его звенящая — иначе не назовешь. И звоны в ней появляются, уже совершенно не связанные с церковными понятиями, как «звон твоей лампады» («О мед воспоминаний») , они, если можно так выразиться, озванивают все вокруг: и «звон далеких лип!» («О мед воспоминаний»), и «крыл колосистых звон» («Инония»), и «звон сосня­ ка» {«Колдунья») , и «...звон поцелуя» («Отчарь»), и «перепельи звоны ветра» («Даль подернулась туманом») .То он себя, а может, нас, спраши­ вает: «о чем звенит песок?» («Зелёная прическа»), или «косматый ве­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz