Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Колокольный звон в жизни Российского государства и русского на­ рода становится одной из самых ярких черт, имеющих не только богослужебное значение, но и гражданское, являясь особым, самостоя­ тельным языком русской культуры. С давних времен колокольный звон был великой объединительной силой, подымающей народы на защиту своей родины. Вслушиваясь в звон колоколов, обнаруживаешь, что каж­ дый из них имеет свой собственный неповторимый голос, свою судьбу. Есенин вырос под колокольные звоны, и поэтому, как бы события, связанные с революционным движением ни захватывали молодого по­ эта и ни появлялись стихи на тему времени, в которых слышалось бун­ тарское начало, как в поэме «Ленин»: «Россия— страшный чудный звон», или в «Пугачеве»: «Уже слышится благовест бунтов», но поэзия Есени­ на при этом не стала поэзией плакатной, стихи — лозунгами. Все его творчество проникновенно, искренне, звонкоголосо, колокольно! И глав­ ным глаголом времени Есенин выбирает глагол «звени»: Звени, звени златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. «О верю, верю, счастье есть!» Читая его стихи, обнаруживаешь и совершенно новое определение звона, которое мы находим в стихотворении, посвященном Дню Святой Троицы—празднику, входящему в число двунадесятых праздников рус­ ского Православия, в основе которого лежит рассказ о сошествии Свя­ того Духа на апостолов на пятидесятый день после Пасхи. Итак, обра­ тимся к стихотворению поэта, имеющему сразу два варианта: Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. и: Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам зычный перезвон. Видим, что в одном и том же стихотворении Есенин заменяет толь­ ко определение звона. «Белый перезвон» читателем может восприни­ маться и как образ чистоты звука, и как звенящая белоствольность бе­ рез, но «зычный» —это уже характер. А вот в стихотворении «Ус» звоны У поэта раскрашены. Красный звон понятен — звон праздничный, но почему «синий»? 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz