Волшебное рядом : (сказки, рассказы, повести) / Большакова Н. П. ; [вступительная статья: Виктория Бакула, кандидат филологических наук, доцент ; рисунки автора]. - Мурманск : Зебра, 2019. - 157, [2] с. : ил.

- Вот, как ты смотришь сегодня на выступления фольклорных коллективов? - вдруг меняя тему, спросил Деву Музей. - Если коллектив хороший, то с радостью, - ответила, не чувствуя никакого подвоха, Дева. - А я с болью. Особенно на бабушек с платочками в руках, на сцену выходящих, - это ж оскорбление России настоящее, устоям её. - Это как? - не поняла, Дева. - Сколько я коллективов видела - все хороводят с платочка­ ми, ими размахивают. Что здесь не так? - А то, голубонька, что этими своими размахиваниями платочков они говорят: «Мужчи­ ны, все ко мне, обратите на меня внимание, а я уж выбор сделаю, кому себя отдать .» - Да быть такого не может, - ужаснулась Дева, - это ж позор получается. Зачем же руко­ водители коллективов заставляют бабушек платочками махать? Неужто фольклорных тра­ диций не знают? - Так и ты, пока я не сказал, знать не знала этого, - грустно ответил Музей, - вот и они, обзывая себя коллективами фольклорными, о самом фольклоре на деле знать не знают ниче­ го. Я больше скажу - несовместимы сцена и фольклор. Фольклор - не развлечение, действо обрядовое. А бабушки и фольклор - несовместимы вдвойне. Даже если у замужней женщи­ ны вдруг случайно платок мелькнет, наказуемо, а у бабушки - аморально. А вот если вдовая женщина доставала платок, - право имеет. Мы древнее общество, и у нас есть знаковые действа, которые нужно уважать. Как получить шкатулку серебра С древности существовала на Валдае традиция, если девушка парню нравилась, он колокольчик дарит ей с надписью: «Кого люблю, тому дарю». А девушка на взаимный ответ - платочек со словами вышитыми по­ шлет: «Аленький цветочек, дарю тебе платочек». - Почему же тогда Россия сегодня такой демографический кризис испытывает? - спроси­ ла Дева. - У тебя, Музей, какие на счет этого соображения имеются? - Здесь просто всё. Перестали родители девочек к семейной жизни готовить. Если де­ вочка в 12 лет не мечтает о женихе, девочку надо лечить. Раньше уже в 12 лет валдайская девушка о замужестве думать начинала, готовить приданое. Все сама шила-вышивала себе. Потом у юных особ начиналась круговерть вокруг платка. До замужества девушки платки свои на видном месте носили, особенно во время разных гуляний и праздников. Нет платка - делай выводы, либо это девушка свой платок уже ко­ му-то отдала вместе с сердцем и рукой, либо в монастырь решила идти. А уж если платок есть, то смело можно ухаживать. На Руси, чтобы посватать девочку или девушку, слова были не нужны. На Русском Севере и вообще не терпят мужчин много говорящих, тогда у них бабская натура проявляется. Но объясниться-то надо, нужно девушке понять, что он супружество предлагает ей. Вот мужчи­ на и нес девочке-девушке что-нибудь серебряное да на ручку ей надевал, и все сразу пони­ мали - пришёл супружество просить. И она тоже знаком ответить должна, отдать платочек свой или не отдать. Обычно платочек у девушки или женщины находился на груди или за поясом. Если платочка нет, мужчина к ней не подойдет. Это знак - значит, не хочет, чтобы кто-то увивался возле нее. - 87 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz