Волшебное рядом : (сказки, рассказы, повести) / Большакова Н. П. ; [вступительная статья: Виктория Бакула, кандидат филологических наук, доцент ; рисунки автора]. - Мурманск : Зебра, 2019. - 157, [2] с. : ил.
и ночь с четверга на пятницу - самое на то время оптимальное для любого печева, а в осо бенности для ритуального. Когда на Валдае баранки пекли, ни скалкой, ни ножом не поль зовались, только руками. Тесто живое, неровное, мягкое его резать нельзя. Оторвешь кусок, скатаешь колбаску, навяжешь на два пальца, баранок и получился, и не баранка даже - ба ранок! В три пальца отверстие побольше, в четыре - самое большое. Кто-то из путеше ственников баранок решает на четыре пальца купить, ведь барышня-то его с поцелуем через дырку бараночную продает . Барин думает: куплю ка я себе баранок в четыре пальца, на стоящий поцелуй и получу, да только нормально воспитанная валдайская женщина поцелуй так сделает, что вроде и был он, а его и не было. А что было, ещё не один Пушкин не описал. Поцелуя не было, но знак его был! Особая энергетика ожидания, веселое разочарование и вновь вспыхивающая надежда, что со следующим баранком поцелуй все же произойдет. И вновь валдайская дева - идеал русской красавицы - величавой сдержанностью в проявлении чувств поднесет баранок к своим губам, покупатель в трепетном порыве приблизится к ней, а поцелуя опять не случается, но энергетика его остается . У путешественника крылья за спиной вырастают, и парит он, как отуманенный, в грезах своих... Правда, надо отдать должное, девушек и женщин баранки продавать назначал не кто-ни будь, а глава города и не просто красивых, а, как бы сегодня сказали, с особой энергетикой, особой силой заряженных. Баранки не для еды пеклись, для энергии . Источники Параскевы Пятницы Музей рассказывал о Параскевушке и валдайских баранках, а моя память воскрешала во мне почитание святой великомученицы Параскевы Пятницы через купание в святых источ никах её имени. Сначала такое купание я приняла в Мордовии в 2000 году в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре под Саранском. Запомнился мне там рассказ матушки игуменьи Серафимы о том, что как бы «солдаты революции» в 30-х годах не тра вили изо дня в день огнем образ Богородицы, на утро он вновь и вновь проявлялся на стене свежестью и сочность красок. Таким в памяти я и сохранила Богородицу Параскево-Возне- сенского монастыря в своем сердце. Тогда на каждого из нас купание в святом источнике произвело неизгладимое впечатление. Ледяная вода при погружении в нее сковывала мыш цы, не хватало воздуха от обжигающего тело холода, но стоило подняться наверх, отды шаться пару минут и ты снова чувствовал блаженное тепло, а еще через несколько минут возникал такой запас жизненной энергии, что хоть тут же садись и книгу пиши. Второй раз это случилось в деревне Мшенцы Тверской области, куда я с друзьями приеха ла как раз из Валдая. Рассказали нам, что имеется там очень сильный святой источник, вот мы и поехали. Источник, как и церковь, стоявшая неподалеку, были названы во имя святой Параскевы Пятницы. Людей - множество. Вода +4 градуса. Матушка словом благословля ет тех, кто водное омовение принимает. Я тоже окунулась. Вышла и почувствовала, как по ногам боль, точно бритвой прошла. Матушка, видя, как я скрючилась, произнесла: «Сейчас отпустит, милая, Параскевушка указала, где проблема у тебя сидит» . В церкви рассказали нам историю возникновения этого источника. До революции мшен- скими детьми в реке икона с образом Божьей матери обнаружена была. Достали - в руках доска без всякого образа. В реку опустили - Богородица! И так несколько раз. Решили ребя тишки о том в церкви рассказать. Священник с диаконом место освятили, крестным ходом - 84 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz