Волшебное рядом : (сказки, рассказы, повести) / Большакова Н. П. ; [вступительная статья: Виктория Бакула, кандидат филологических наук, доцент ; рисунки автора]. - Мурманск : Зебра, 2019. - 157, [2] с. : ил.

и ночь с четверга на пятницу - самое на то время оптимальное для любого печева, а в осо­ бенности для ритуального. Когда на Валдае баранки пекли, ни скалкой, ни ножом не поль­ зовались, только руками. Тесто живое, неровное, мягкое его резать нельзя. Оторвешь кусок, скатаешь колбаску, навяжешь на два пальца, баранок и получился, и не баранка даже - ба­ ранок! В три пальца отверстие побольше, в четыре - самое большое. Кто-то из путеше­ ственников баранок решает на четыре пальца купить, ведь барышня-то его с поцелуем через дырку бараночную продает . Барин думает: куплю ка я себе баранок в четыре пальца, на­ стоящий поцелуй и получу, да только нормально воспитанная валдайская женщина поцелуй так сделает, что вроде и был он, а его и не было. А что было, ещё не один Пушкин не описал. Поцелуя не было, но знак его был! Особая энергетика ожидания, веселое разочарование и вновь вспыхивающая надежда, что со следующим баранком поцелуй все же произойдет. И вновь валдайская дева - идеал русской красавицы - величавой сдержанностью в проявлении чувств поднесет баранок к своим губам, покупатель в трепетном порыве приблизится к ней, а поцелуя опять не случается, но энергетика его остается . У путешественника крылья за спиной вырастают, и парит он, как отуманенный, в грезах своих... Правда, надо отдать должное, девушек и женщин баранки продавать назначал не кто-ни­ будь, а глава города и не просто красивых, а, как бы сегодня сказали, с особой энергетикой, особой силой заряженных. Баранки не для еды пеклись, для энергии . Источники Параскевы Пятницы Музей рассказывал о Параскевушке и валдайских баранках, а моя память воскрешала во мне почитание святой великомученицы Параскевы Пятницы через купание в святых источ­ никах её имени. Сначала такое купание я приняла в Мордовии в 2000 году в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре под Саранском. Запомнился мне там рассказ матушки игуменьи Серафимы о том, что как бы «солдаты революции» в 30-х годах не тра­ вили изо дня в день огнем образ Богородицы, на утро он вновь и вновь проявлялся на стене свежестью и сочность красок. Таким в памяти я и сохранила Богородицу Параскево-Возне- сенского монастыря в своем сердце. Тогда на каждого из нас купание в святом источнике произвело неизгладимое впечатление. Ледяная вода при погружении в нее сковывала мыш­ цы, не хватало воздуха от обжигающего тело холода, но стоило подняться наверх, отды­ шаться пару минут и ты снова чувствовал блаженное тепло, а еще через несколько минут возникал такой запас жизненной энергии, что хоть тут же садись и книгу пиши. Второй раз это случилось в деревне Мшенцы Тверской области, куда я с друзьями приеха­ ла как раз из Валдая. Рассказали нам, что имеется там очень сильный святой источник, вот мы и поехали. Источник, как и церковь, стоявшая неподалеку, были названы во имя святой Параскевы Пятницы. Людей - множество. Вода +4 градуса. Матушка словом благословля­ ет тех, кто водное омовение принимает. Я тоже окунулась. Вышла и почувствовала, как по ногам боль, точно бритвой прошла. Матушка, видя, как я скрючилась, произнесла: «Сейчас отпустит, милая, Параскевушка указала, где проблема у тебя сидит» . В церкви рассказали нам историю возникновения этого источника. До революции мшен- скими детьми в реке икона с образом Божьей матери обнаружена была. Достали - в руках доска без всякого образа. В реку опустили - Богородица! И так несколько раз. Решили ребя­ тишки о том в церкви рассказать. Священник с диаконом место освятили, крестным ходом - 84 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz