Волшебное рядом : (сказки, рассказы, повести) / Большакова Н. П. ; [вступительная статья: Виктория Бакула, кандидат филологических наук, доцент ; рисунки автора]. - Мурманск : Зебра, 2019. - 157, [2] с. : ил.
янно бегала туда играть. Целый день девочка была предоставлена сама себе, что ей очень нравилось. Голода не чувствовала, потому как летом степь полна разных вкусностей: можно корень солодки пожевать, щавелем покислиться, дикого горошку нарвать, заячьей капустой побаловаться, дикой клубникой да земляникой духмяными да сладкими полакомиться. Могилы на кладбище за многие века давно уже сравнялись с землей, выдавая места захо ронения только каменными плитами, на которых выгравированы были даты в три цифры, настолько кладбище старым было. Спустя годы, когда Галинка выросла и вновь пришла на место своих детских игр, она другими глазами взглянула на древнетюркские надписи надмо гильных памятников, используемых в VII-IX веке. По поверьям древних казахов, это письмо обладало магической силой. Было на этом месте и небольшое каменное изваяние в виде фигуры беременной женщины с чашей на уровне пупка, которое и стало вместе с Буяном Галинкиным собеседником на этом старинном захоронении. Девочка не предполагала, что такого рода древние женские изваяния олицетворяли плодородие, жизненную силу, давали положительный заряд энергии и ставились в честь Бога неба Умай с женскими чертами. Древняя казахская могила (кабр) - это яма, а к ней прилагается ляхад - ниша, куда, соб ственно, и укладывали тело покойного. Некоторые ямы от времени просели, земля обвалилась, и Галинка находила в них старин ной работы казахские чаши-пиалы, кувшины, другие плошки, которые доставала, очищала их от песка и грязи, приговаривая, что посуда должна быть чистой, и вновь ставила все на место, никогда не путая предметы быта одной могилы с предметами другой. Никто девочку этому не учил, происходило это на каком-то подсознании о понимании мира. У нее никогда и в мыслях не было, что здесь покойники лежат. Здесь же, на захоронении, она набирала особо крупную клубнику, но опять же, принося ее в кошелке домой, никогда не говорила, что эта сочная ягода со старинного казахского кладбища. Она не знала, что у казахов мусульман могильная земля обладала большой магической силой. Некоторые ее специально разводили в воде и пили для «успокоения сердца». Если вдовица после смерти мужа долго не могла успокоиться, на ее чадру родственники незамет но сыпали могильной земли, дабы «остудить» ее пыл. Схожими функциями «успокоения», по представлениям казахов, обладала и вода, оставшаяся после обмывания покойного. Во время выноса тела исступленным горем женщинам старухи брызгали в лицо холодной во дой из чашечек, приговаривая: «Учук, учук». Опрыскиванием холодной водой казахи лечат незначительные болезни, а тоска по умершему рассматривается у них как одна из разновид ностей подобных болезней, вполне излечимая. Кстати, смывание смертной тоски водой как метод избавления от нее известен в традиционной обрядовой практике у разных народов. Наигравшись черепками и плошками, Галинка вновь выдвигалась в степь. «Перекати-поле» В степи она разбила себе и цветочную клумбу, куда в каждый приход свой высаживала какой-то понравившийся цветок. Так на ее клумбе появились ирисы самой разной цветовой гаммы, желтый и розовый коровяк, тюльпаны, другие степные цветы, а кромку клумбы Га- линки завершали растения, которые со временем превращались в перекати-поле. Когда они были ещё растениями, клумбу ее было издалека видать, но,потом, ветер их отрывал иуносил в степь. - 146 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz