Большакова, Н. П. Подарок чайки : сказки о Лапландии / Надежда Большакова. - Мурманск : Русский Север, 1994. - 158 с.
СКАЗКИ НАДЕЖДЫ БОЛЬШАКОВОЙ На планете Земля — не время сказок. Поэтому нынче не сказка процветает, а быль. Подчас — суровая, грубая, жестокая. Д а ж е такая: ч е р н о - б ы л ь!.. Правда, еще недавно жили в России люди, которые мечтали «сказку сделать былью». Если брать самые верхние этажи об щества, то там хотение было на словах. На деле ж е — они из прозаических былей делали личные сказки, сказочную жизнь для себя. Потом их сместили. Однако чаще всего сменили их такие ж е «сказочники», новые создатели сказок только для себя, но уж е не скрывающие своих целей. И все ж е есть, есть еще на Земле места, где живут истинные создатели сказок. Одно из таких мест — ловозерская тундра на Кольском полуострове, один из центров знаменитой Лапландии. Так сложилось, что совсем недавно, в восьмидесятые годы, у кольских саамов возникла современная письменность, появились учебные пособия и первые художественные книги на саамском языке, в полный голос заявила о себе первая поэтесса-саами Октябрина Воронова, основательница саамской литературы. Ее пример ободрил многих даровитых людей тундры, последователей известной писательницы, более молодых радетелей саамской куль туры. И, хотя основным жанром Вороновой была стихотворная лирика, сра зу несколько новых авторов пробуют себя в сочинении сказок. Среди наследующих дело Октябрины Вороновой — прозаик Н а д еж д а Большакова из Ревды. Возможно, ее когда-нибудь на зовут духовной дочерью Октябрины Вороновой. Она увлечена многим, уж е написана первая книга, цикл сказок. Правда, Н ад ежд а Большакова пишет на русском языке, но она стремится освоить саамский — язык своих предков по мате ринской линии. Следы этого освоения видны в ее сказках и сказах. Но главное — д аж е не присутствие отдельных слов, пусть и об ширное, главное — страстное желание Большаковой зачерпнуть, испить из духовных родников тундрового народа, извлечь на свет из исторических тайников бесценные духовные зерна, худож е с т венные озарения и заповеди предков — для радости и смысла, для любования и поучения. Думаю , что большинство взявших в руки ее сказки будут просто читать их. Но представляю, что встретится сколько-то и других, тех, кто — по издерганности или по усталости, по теле отравленности или по односторонней учености — будут ломать 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz