Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

95 Жених и невеста понятия. Если лопарь и развеселится от излишка выпитой водки, эта весе­ лость является неестественной и дикой, и завтра он вознаградит себя са­ мым тяжелым молчанием» [4, с. 100]. Часто гости пели и русские песни: «Ах, вы сени, мои сени», «А мы просо сеяли» и так далее. В первом часу ночи пир заканчивался. А вот как описал свадебное застолье в Семиостровье в 1927 году Д. А. Золотарев. В небольшой комнатке бедного хозяина стояло два стола, за которыми сидели гости. Под иконами, в красном углу, — молодые с ро­ дителями. Невеста — в шамшуре, закрытая красным цветастым шерстяным платком, в ситцевой кофте и юбке. Жених — в пиджаке, украшенном анг­ лийскими булавками. Угощением были рыбники, черный хлеб, наполнен­ ные бражкой стаканы и чашки. Выпив по два стакана, сватья, взяв тарелку, накрыв ее белым платком, клала на нее небольшие корки белого и черного хлеба, немного соли, два куска сахара и ставила две рюмки. Молодые, взяв тарелку, подносили уго­ щение всем гостям. Угощение начинали с русской водки, затем переходили на бражку. Дружка в это время от имени молодых просил принять угощение. Мо­ лодые кланялись. Гости пробовали водку, говорили: «Горько!» Молодые опять кланялись и целовались. После их поцелуя гость выпивал водку до дна и, поздравляя молодых, клал на тарелку деньги, «оленей», в виде сло­ женных рогообразно спичек, платки, табак, спички и так далее. После це­ ремонии невеста тут же надевала подаренный ей белый цветастый шерстя­ ной платок. Автор статьи «Современная семья у саамов Кольского полуострова» Г. И. Анохин записал у ловозерских сестер Галины и Екатерины Матрехи- ных старинный обряд с кулебякой, пирогом с рыбой, который клался на стол, но оставался нетронутым, пока шло пиршество [1]. При этом суще­ ствовало поверье, если кулебяка остается целой, то жизнь молодоженов будет хорошей, а если разломится — не сложится, молодые разойдутся. По рассказу Марины Артемьевны Антоновой, «сторожа»-подростки, которые встречали жениха, когда он приходил за невестой, залезали на кры­ шу дома и в дымоход на веревке опускали посуду. Таким образом им пода­ вали угощение. В дом их не пускали, так как народу там было и без них полным-полно. Подарки молодым Во время свадебного застолья собирались подарки для молодых. Род­ ственник жениха обходил гостей с большой деревянной тарелкой — каррь. Молодым дарили деньги, предметы домашнего обихода. Если в каррь кла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz