Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

94 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Венчание Одетые по всем правилам, жених и невеста в сопровождении родствен­ ников и знакомых отправлялись в церковь. Впереди свадебного поезда шли мужчины, за ними — женщины. Процессию возглавлял саам, которого все называли предводитель. Далее — жених и все остальные. Невесту вели под руки отец и брат или другие ближайшие родственники. Она при этом со­ противлялась и делала вид, что ее отдают замуж насильно. Венчались молодые в церкви. Далее Марина Артемьевна Антонова про­ должает рассказ: «В церкви священнослужитель надевал на головы жениха и невесты золотые венцы, читал перед ними молитвы, зажигал три свечи на подсвечнике и проводил молодых за руки (невесту — за правую, жениха — за левую) три раза вокруг стола с подсвечником. Затем предоставлял “тете” произвести последний свой ритуал. Тетя тут же переплетала одну косу не­ весты в две и укладывала их вокруг головы. После надевала шамшуру и снова покрывала голову невесты платком, оставив кисти на лице, и обра­ щалась к жениху: “Бери свою жену (коаб)” . После венчания начинался сва­ дебный пир». Свадебное пиршество В XVIII веке свадебное пиршество совершалось не за счет родителей, а за счет гостей, которые приносили и съестные припасы, и водку. В конце XIX — начале XX века, по обычаю, свадебный пир устраивался в тупе не­ весты, но со временем стало входить в моду за плату снимать какое-нибудь помещение неподалеку от церкви, а также свадьбы проводили под откры­ тым небом. Летом в качестве стола служили иногда оленьи шкуры мехом наружу, на которые и ставили угощения. Гостям не саамской национально­ сти клали ножи, вилки, которые у саамов имелись всегда с собой. Жидкую еду ели из общей большой деревянной миски или из маленьких. Рыбу кла­ ли прямо на хлеб. Кроме молока и кофе на свадебном столе обязательно стояла водка. Большим позором считалось, если молодой напивался, а в случае опьянения невесты возникал скандал. Свадебное пиршество обыч­ но продолжалось довольно долго, и когда гости уставали, то засыпали там, где сидели. Д. Н. Мамин-Сибиряк, попавший на саамскую свадьбу во второй поло­ вине XIX века, писал: «Пока старики разговаривали про свои промыслы, молодые лопари и лопарки устраивали разные игры и даже пели песни. Игры состояли в прыганье через шесты. Лопарские песни так же монотон­ ны и скучны, как природа, среди которой они поются. Не до веселых песен бедному лопарю, который целую жизнь изо дня в день борется с нуждой, болезнями, голодом и тысячами других лишений, о которых мы не имеем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz