Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
93 Жених и невеста платок. Начинается обряд хоронения невесты. Жениха на время выводят из тупы, а невесту прячут среди толпы. После этого вводят жениха, кото рый должен отыскать свою невесту-уточку. Обращаясь к отцу невесты, он говорит: «Покажи мне уточку, красива она или нет? Можно ли стрелять уточку, можно ли замуж взять?» Отец дает ему согласие. После этого жених ловит невесту, показывает из двери дружкам, те берут ее за руки и приводят к нему. Этим и кончаются смотрины, называемые «уточкой» [7, с. 283]. Жених «стреляет» и «убивает» уточку. В этом обряде прослеживается конец прежней жизни. То есть она «умирает» в прежней жизни у родителей, чтобы вновь возродиться для самостоятельной новой жизни семейной. В более близкое время к нынешнему выкуп происходил следующим об разом: жених со своими родителями и сватами шел за молодой, в дверях их встречали младшие сестры невесты или другие взрослые родственники. Жених обращался к ним: «Я ищу птичку свою. Вы не видели, куда она поле тела?» Ему отвечали: «Ваша птичка в ту сторону улетела». Сказав, где невес та, они пропускали гостей, которых в комнате поджидала тетка невесты. Жених спрашивал теперь ее. Тетка отвечала так: «Нет, не видела. Стара ста ла, глаза плохо видят, руки мерзнут, в горле пересохло». Жених одаривал и тетку. Тогда та направляла его туда, где надо было искать. Так гости дохо дили до родителей невесты, и жених уже обращался к ним: «Вы на коленях дочку держали, качали, убаюкивали, не один сарафан износили, пока подня ли ее». Сказал и одарил отца невесты новой рубахой, а мать — материалом на сарафан. Затем просил вывести невесту. Подружки под руки вели моло дую, приговаривая: «Ну вот, купец молодой, вот твой товар, твоя птичка. Принимай в свои руки, живите дружно и счастливо» [7, с. 283]. Обращусь вновь к рассказу Марины Артемьевны. По ее словам, когда жених начинал пробираться к невесте, впереди него шел дружка (яна). Спра ва на пиджаке которого должен крепиться бант любого цвета. И только после него следовал жених в костюме-тройке. За женихом — еще один па рень и затем «кучер» с «лошадью». (Как видно, здесь уже явно прослежива ются поморское влияние на свадебный обряд саамов). Все пятеро шли один за другим, держась за талии друг друга. В дверях дома невесты их встречал сторож — мальчишка-подросток или девочка. Это были брат или сестра невесты, которые не пропускали пришедших к ней. «Кучер» погонял «ло шадь», та толкала парня, а парень — жениха, жених — дружку, которому ничего не оставалось, как спросить у сторожа: «Мы поставили силки, по палась птичка, порвала силки и улетела с петлей. Вы не видели, куда она улетела?» Сторож говорил, что у него болит горло. Тогда дружка жениха поил его чаем, давал выкуп и снова задавал тот же вопрос. Сторож, про пуская вопрос мимо ушей, добавлял: «У меня болят глаза, я ничего не вижу». Дальше все шло по вышеописанному. После выкупа родители благослов ляли молодых иконами и отправляли в церковь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz