Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

92 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Выкуп невесты Н. Харузин по сообщению Олафа Магнуса (XVI в.) саамский свадеб­ ный обряд описывает так: родители в присутствии друзей и кровных род­ ственников скрепляли брак детей, ударяя над их головами кремнем об огни­ во и высекая огонь. Сущность этого обряда объясняется следующим: « ...по­ добно тому, как от удара железом по кремню возникает огонь, так пусть от соединения жениха и невесты возникает у них потомство» [7, с. 266]. Это символическое действо означало, что молодожены основывают свой соб­ ственный очаг, символом которого являлись кремень и железо. Все предельно просто. Но на конец XIX века у саамов в обряд свадьбы введены уже новые игровые действа, например, выкуп невесты. Вот как описывает Н. Харузин выкуп невесты в Ловозерском погосте. После того, как приглашения заканчиваются, жених направляется в дом невесты один. Когда он приходил, мать невесты говорила ему: «Я в люльке девку качала: у меня колени болят — надо полечить». Жених дает ей 10— 15 рублей или больше. После этого жениху заявляет отец невесты: «Я стар Запись свадебного обряда у Марины Артемьевны Антоновой стал, денег доставать больше не могу; малолетнюю девку кормил, а теперь стар стал, глаза болят, хлеба достать не могу». Жених дает ему два серебря­ ных рубля, по-саамски чалльмчувэтъ, (буквально — глазной свет), кото­ рые и прикладывает к глазам старика. После этого жениху позволяют сесть рядом с невестой. Заходят дружки жениха и приносят подарок невесте —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz