Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
91 Жених и невеста Оплакивание невесты В день свадьбы жених со сватами и родителями шел к невесте. Прихо дят, мол, за молодой, а молодая еще не готова. Их отправляют назад. Де вушку ведут в луйххькем пэррт (в дом, где оплакивали невесту). Это мог быть какой-то соседний дом. Вела невесту тетя (сёсса), но не родная, а лю бая женщина, с которой договорятся. М. А. Антонова в своем рассказе о свадебном обряде привела в пример песню, которую исполняла когда-то Анисия Антоновна Юрьева: Э-э, кудтэ тйррвэнЬ Еннэ — ажь поаххк (ле) куадэнч Вессь... вессь... Го — го — гоя, лея, гоя. Тэ-тэ нумьпе куадта суацэгахэ Эгкэ матэшькуэдэ ышштэ Ни (гол) чуэннчеле Вуэннмэ эгкэ матэшькуэдЬ куарэ (гале) Каллсэ эгкэ матэшькуэдъ Кыппьтэ, аввтэ (гэдэ), А вуххпэ гуэйуе эгкэ тйдэ, кбнн бэда, Мэнн быдтэ лыххкэ Де — гое — лея. Тэль кудтэ тйррвэнЬ, кудтэ тйррвэннэ, Еннэ поаххкэ вуйнэсэннче, ЕннЬ поаххк субпесь кйдэгэнче. Го — го- гое, лея — ге, го- гоя, ле. В песне говорится о том, что девушка покидает теплую вежу родителей, входит в другую, где не будет знать, как сесть, как встать. Для свекрови не будет уметь шить, варить... Для свекра не будет знать, что делать ей. С ней прощается мамы теплое дыхание, ее теплая, ласковая рука. Во время оплакивания и одевания невесты подружки тоже прощаются с ней. Без слов обнимают ее и плачут. Вместе с ними плачет и невеста. Затем ее начинают обряжать. Снимают перьвеськ (девичий головной убор) и с пением начинают ее оплакивать. Тетки усаживают невесту, расплетают ей косу и заплетают две, укладывая их венцом на голове. Затем надевают жен ский головной убор шаммш, накидывают платок так, чтобы кисти шали прикрывали лицо, и после этого уводят невесту в другую комнату, прячут от жениха, который должен сначала выкупить ее. Марина Артемьевна приводит другой вариант. Наряд невесты состоял из яркого сарафана, кофты, фартука. Все они сшиты были из разного шел ка. У невесты еще оставалась девичья прическа — одна коса. После опла кивания тетя набрасывала на голову невесты шелковый платок так, чтобы кисти падали ей на лицо и закрывали его. Затем вела девушку в родитель ский дом, который с этого момента назывался ёррлаххьтэм пэррт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz