Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

91 Жених и невеста Оплакивание невесты В день свадьбы жених со сватами и родителями шел к невесте. Прихо­ дят, мол, за молодой, а молодая еще не готова. Их отправляют назад. Де­ вушку ведут в луйххькем пэррт (в дом, где оплакивали невесту). Это мог быть какой-то соседний дом. Вела невесту тетя (сёсса), но не родная, а лю­ бая женщина, с которой договорятся. М. А. Антонова в своем рассказе о свадебном обряде привела в пример песню, которую исполняла когда-то Анисия Антоновна Юрьева: Э-э, кудтэ тйррвэнЬ Еннэ — ажь поаххк (ле) куадэнч Вессь... вессь... Го — го — гоя, лея, гоя. Тэ-тэ нумьпе куадта суацэгахэ Эгкэ матэшькуэдэ ышштэ Ни (гол) чуэннчеле Вуэннмэ эгкэ матэшькуэдЬ куарэ (гале) Каллсэ эгкэ матэшькуэдъ Кыппьтэ, аввтэ (гэдэ), А вуххпэ гуэйуе эгкэ тйдэ, кбнн бэда, Мэнн быдтэ лыххкэ Де — гое — лея. Тэль кудтэ тйррвэнЬ, кудтэ тйррвэннэ, Еннэ поаххкэ вуйнэсэннче, ЕннЬ поаххк субпесь кйдэгэнче. Го — го- гое, лея — ге, го- гоя, ле. В песне говорится о том, что девушка покидает теплую вежу родителей, входит в другую, где не будет знать, как сесть, как встать. Для свекрови не будет уметь шить, варить... Для свекра не будет знать, что делать ей. С ней прощается мамы теплое дыхание, ее теплая, ласковая рука. Во время оплакивания и одевания невесты подружки тоже прощаются с ней. Без слов обнимают ее и плачут. Вместе с ними плачет и невеста. Затем ее начинают обряжать. Снимают перьвеськ (девичий головной убор) и с пением начинают ее оплакивать. Тетки усаживают невесту, расплетают ей косу и заплетают две, укладывая их венцом на голове. Затем надевают жен­ ский головной убор шаммш, накидывают платок так, чтобы кисти шали прикрывали лицо, и после этого уводят невесту в другую комнату, прячут от жениха, который должен сначала выкупить ее. Марина Артемьевна приводит другой вариант. Наряд невесты состоял из яркого сарафана, кофты, фартука. Все они сшиты были из разного шел­ ка. У невесты еще оставалась девичья прическа — одна коса. После опла­ кивания тетя набрасывала на голову невесты шелковый платок так, чтобы кисти падали ей на лицо и закрывали его. Затем вела девушку в родитель­ ский дом, который с этого момента назывался ёррлаххьтэм пэррт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz