Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
90 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель поезжай». Парень девушку встретил с охапкой дров и в вежу за ней напра вился. Зашел, поклонился, стоит, не садится. Его спрашивают, и что не са дится, а тот отвечает: дочь их сватать пришел. Родители девушки посадили жениха на почетное место, стали договариваться, когда свадьбу играть. Ре шили не оттягивать, через трое суток сыграть. После свадьбы молодые и зажили вместе. Дарение подарков Так как с XVI века саамы жили в тесном соседстве с русскими, то посте пенно перенимали и их обычаи. Например, свадебный обряд саамов стал проходить с дарением подарков. Саамский жених вплоть до конца XIX века готовил довольно дорогие подарки родителям невесты, ее братьям, сест рам и прочим родственникам. Эти подарки (рута), имевшие значение выку па за невесту, традиционно делались только вещами, а также дарились из делия из серебра. Обычно тестю жених должен был подарить серебряный кубок, чугунный или латунный котел и оленьи шкуры для постели. Теще — украшенный серебром пояс, праздничное из сукна платье и ожерелье из серебряных кружков и шариков. Братья и сестры, остальные родственники получали от жениха в подарок серебряные ложки, украшения и прочее. В начале XX века, как добавляет М. А. Антонова, жених до свадьбы обязан был для невесты купить женский головной убор шамшуру (шаммш) или заказать кому-нибудь сшить, если не найдет готовой, свадьба могла быть и отложена, если к тому времени жених шамшуру не доставал. Саамская не веста никогда не шила себе специальный свадебный наряд. У нее был праз дничный, который дома она никогда не носила. Одевала только по боль шим праздникам. Затем снимала и укладывала на хранение в сундук или в большую сумку — кису (вусс). С XVIII века подарки дарятся и вещами и деньгами, а в начале XIX века этот обычай начинает постепенно исчезать. Одаривается лишь невеста и уже реже — родители. В конце XIX века жених и невеста обменивались подарками. Невеста обычно преподносила жениху чашу с морошкой, пяккуи (обувь из камуса) или каньги — коаммэ, вязаный колпак. Взамен от жениха получала кольцо, прялку и платок. Когда согласие на брак было получено, подарки женихом приготовле ны, оглашался день свадьбы. Наиболее распространенное время для свадеб — начало зимы, когда пастухи возвращались с дальних пастбищ, наступал перерыв перед изво зом у оленеводов и рыбаков, и конец зимы, когда извоз уже заканчивался, и все мужчины приезжали в селение. В последние годы свадьбы стали гулять несколько дней подряд и с боль шим количеством гостей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz