Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

89 Жених и невеста сразу после соглашения через три недели или в течение нескольких меся­ цев. Свадьбы редко откладывались, так как их пришлось бы оттягивать на год. Бывало, жениху приходилось ждать и три года, пока не соберет денег на подарки, то есть на выкуп невесты. При сватовстве большую роль играло вино. Жених до заключения брач­ ного союза при любом удобном случае обязан был поить отца невесты, если хотел получить положительный результат. Н. Н. Волков в книге «Российские саамы» приводит сообщение Неми- ровича-Данченко: «Сваты называли жениха охотником, отца невесты — старым медведем, старым оленем, которого просят отдать молодому оле­ ню важенку или медведицу» [3, с. 54]. Заключался договор об уплате, которую жених должен был произвести за невесту. Плата состояла в известном количестве оленей, материи или в службе тестю год-два, по договоренности. После заключения такого дого­ вора происходило рукобитие. Отцы молодых пожимали друг другу руки, которые разнимал кто-то из посторонних. Потом перед иконами зажига­ лись свечи и все молились. В архиве Георгия Мартыновича Керта есть сказка о сватовстве, запи­ санная сестрой Октябрины Вороновой Тамарой Владимировной Матрехи- ной в 1960 году в погосте Иоканга от Марии Ивановны Матрехиной. Пере­ даю ее содержание: У старика и старухи был сын. Пришло время ему жениться, отец и гово­ рит: «Возьми коня и поезжай себе невесту искать. Которую первой встре­ тишь, ту и сватай. Поехал сын. Ехал, ехал, видит «вежушка стоит, а у вежи девушка койбы дубит». Подъехал парень к ней, остановился, поздоровался и спрашивает, куда коня привязать? Девушка отвечает: «А привяжи хоть к лету, хоть к зиме». Парень растерялся: как к лету, как к зиме? Развернулся и назад поехал. Дома отец интересуется: что не нашел девушку? Сын ему все и рассказал. Понял старик, что девушка умнее оказалась, спрашивает: «Сани были? Лодка была?» Сын отвечает, что и сани были, и лодка была. Отец говорит: «Так это тут и есть. Хочешь, привязывай к лету, хочешь к зиме». На следующий день парень вновь поехал и опять туда же приехал. Та же вежа, та же девушка койбы скоблит. Привязал парень коня к лодке и спро­ сил у девушки, где ее родители. Девушка койбы отложила и говорит: «Мама пошла взаймы плакать, а отец тепло доставать». Парень опять задумался: и что она сказала? Говорит, что сватать ее приехал, а та в ответ, мол, без отца и матери не могу. Нечего парню делать, обратно домой направился. Отец встречает. Ну, сын ему вновь все выложил. Тот осерчал: «И что ты за человек — жених, девка умней тебя. Отец ушел тепло доставать, значит дрова рубить. Тепло-то от дров. А мать ушла взаймы плакать, значит по­ койника оплакивать. Взаймы, это значит, век человеческий недолог. При­ дет час умрет она, тогда и ее кто-нибудь оплакивать будет. Завтра еще раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz