Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

88 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Если родители невесты давали согла­ сие, в дом приглашался жених. Войдя, он здоровался с родителями невесты и про­ сил у них разрешения поговорить с девуш­ кой. Получив разрешение, жених выходил из вежи невесты, надевал на себя празд­ ничную одежду, брал из своих саней ма­ ленькие однополозные саночки и шел к невесте. Они приветствовали друг друга поцелуем. Прикасаясь друг к другу губа­ ми, они обязательно должны были еще потереться носами, иначе поцелуй считался ненастоящим. Поцеловавшись, жених пре­ подносил невесте подарки — олений язык и бобровое мясо. Затем дарил кольцо, платок и другие женские мелочи, спраши­ вал согласие на брак. Если невеста согла- Александра Андреевна ш ал а сь> она бРала п о д а р к и , н е т - ПОДар- Антонова ки о т в е р г а л и с ь , к ак о т в е р г а л с я и с а м ж е ­ н и х , у е зж а вш и й п о с л е э т о г о в о с в о я с и . Позднее сватовство проходило иначе. Здороваясь с родителями девушки, родители жениха говорили: «Пришли мы по делу к вам, по делу. Узнали, что есть у вас товар, а у нас есть купец. Продайте нам свой товар, а мы станем платить хорошо». Родители девушки делали вид, что не понимают: «Какой товар? Ничего у нас нет и продавать нам нечего». Жениховы родственники настаивали: «Как это ничего? У вас дочка выросла, мастерица хорошая, все­ му ученая, знает, как дом держать, как оленями управлять, а у нас жених пригож, оленей у него не счесть, а и сам парень мастеровой — все в его руках горит. Будет с ним ваша дочка жить, не тужить». Родители девушки могли сказать, что у них дочь еще молода, мол, пусть еще годик дома поси­ дит. Тогда отец жениха говорил: «А вы дочку позовите, у нее и спросим, что благо для нее». Родители звали девушку и спрашивали: «Тебя, доченька, сватать пришли. Согласна ли замуж идти за парня-молодца?» Если девушка давала согласие, гости приглашались за стол и обряд продолжался. Жених подходил к невесте и укрывал плечи ее платком, затем трижды, по солнцу, обводил этот платок вокруг шеи и завязывал концы платка. Этот обряд называется повязанье — носэрыбпехь. Марина Артемьевна Антоно­ ва, 1900 года рождения, проживавшая в Кильдинском погосте до 1929 года, передала своей дочери Александре Андреевне Антоновой свадебный об­ ряд, в котором к вышесказанному добавляла: «Родственники примечали, как жених узел повязал. Если крепко, то строгий муж будет, если слабо, то муж будет добрый, мягкий». С этого момента девушка будет называться коабсэсс — невеста, парень — коалхэсс — жених [2]. Брак заключаться мог

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz