Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Жених и невеста С егодня в Лапландии саамы свадеб не играют «по-ста- рому». О старинном саамском свадебном обряде можно узнать только из монографий Н. Харузина и некоторых других исследователей, от долгожителей саа мов, память которых хранит еще старое житье-бытье. Со временем саамский свадебный обряд претерпевал измене ния, приобретая все новые и новые черты, так как на него немалое влияние оказывала культура новых жителей Се вера — поморов, бурно заселявших Кольский полуостров. Как известно, в любом свадебном обряде первичную роль играют две семьи: семья жениха и семья невесты. А перед тем, как приступить к его описанию, приведу сказку. «Когда-то давно двое мужчин решили оспорить право женитьбы на прекрасной саамской девушке. Один из них был злой нуэйт, другой — красивый юноша. Перед спором ну- эйт приготовил две деревянные чаши с зельем. В одной — зелье прибавляло силы и ловкости, в другой — борца дела ло слабым и вялым. Вскоре после того, как они начали бо роться, нуэйт предложил устроить перерыв и попить воды. Отпил он от чаши с зельем, прибавляющим силы, а юноше подал чашу с тем, что обессилило его. Вновь стали силой меряться. Чувствует юноша, что стал слабеть, да и девушка это заметила, поняла хитрость нуэйта и поменяла чаши. Вновь нуэйт запросил воды испить, выпил ослабляющего зелья и проиграл юноше. Молодые поженились и были сча стливы» [5]. Любой свадебный обряд представляет собой ритуал, при сущий тому или иному народу. У саамов свадебные обряды были связаны с религиозными представлениями, имели ма гический смысл и ко всем этапам свадебного действа саамы относились очень серьезно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz