Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

83 Саамские поселения с них на шкурах катались, а когда с аэропорта возвращались, то, бывало, и просто так на “пятой точке” съезжали». Утирали слезы и выкрикивали: «Гля­ дите-ка, а на крыше дома Бушмаревых ромашки выросли!» Когда кто-то предложил перемотать пленку, где был заснят долгий момент приближе­ ния нескольких поноян к селению на моторке, тут же раздались голоса: «Пусть показывают, будто и мы с ними в село на доре едем». Дорой оказа­ лась ни что иное, как моторная лодка. Одна из женщин сказала, что когда ее сестра в начале 90-х годов посетила Поной, родное место ей дало здоровья еще на пять лет. Прозвучало предложение скинуться всем и слетать на По­ ной. Но, думается, к великому сожалению, при нынешних ценах теперь уже бывшие жители Поноя навряд ли смогут добраться туда на самолете. И если в кадрах видеозаписей 1994 года практически все дома еще стояли в сохран­ ности, то в 2002-м видны разрушения, некоторые строения начинают разби­ рать на дрова, и острой встает проблема, как сохранить хотя бы то, что оста­ лось от некогда знаменитого и богатого саамско-поморского села. Политика 60—70-х годов дорого обошлась саамскому народу. Бессмыс­ ленные приказы, перегибы в исполнении инструкций породили недоверие, боль и тоску в людских сердцах. Нынешнее время не лучше. Трудно живется сегодня глубинке. В Соснов- ке осталось около сотни жителей, в Каневке и того меньше. Держится еще Краснощелье, там проживает около 650 человек. Район находится в нищен­ ском положении, и что будет год спустя трудно сказать. Взять хотя бы про­ блему безработицы. В 1998 году в районном центре занятости на учете со­ стояло 770 человек, что составляло 10% трудоспособного населения. Посо­ бия по безработице выплачиваются с большими задержками. Как же выживать саамам? В Ловозере на 1995 год численность саамского населения составила 940 человек, в Ёне — 80, в горняцком поселке Ревда — чуть больше 150 человек. Остальные проживают в Мурманске, Апатитах, Оленегорске, Лопарской, Гремихе, Туломе, Териберке, Пушном. Недавно узнала, что даже в Умбе на Терском берегу проживают саамы. Перечислю их всех: Миронова (Данилова) Нина Николаевна, уроженка Иоканги, ее сыно­ вья: Миронов Константин Евгеньевич и Миронов Александр Евгеньевич, уроженцы Умбы. Лодкина Галина Петровна, уроженка Чальмны-Варрэ, ее дочери: Лодкина Марина Владимировна и Лодкина Ирина Владимировна, уроженки Умбы. Попова Анастасия Петровна, уроженка Чальмны-Варрэ и ее дочь Захарьина (Попова) Ирина Николаевна, уроженка Умбы. Терен­ тьев Алексей Павлович, уроженец Краснощелья, его сыновья: Терентьев Андрей Алексеевич и Терентьев Леонид Алексеевич, уроженцы Умбы. На 1 января 2002 года саамов в Мурманской области проживает 1820 человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz