Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
82 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель многим, многим другим. Не смогли вас сохранить потомки древних саамов, не смогли сохранить огонь очага в своих тупах и вежах и не их в том вина, так как и они сами были изгнаны из тех мест, что называют малой родиной. И не случайно, что из девятисот саамов, проживающих сегодня в саамском центре Ловозере, всего около семидесяти работают в оленеводстве. Бывший житель села Н. Устинов вспоминал: «Думаете, с легким серд цем покидали тогда жители исконные свои земли? Конечно, нет. Летом при езжали сюда старушки. Поживут до первых заморозков — и обратно. А сегодня и старушкам не съездить: мало их осталось, да и здоровье у них уже не то. Так и стоит деревня сиротливая и покинутая» [15]. Сотрудник Музея истории изучения и освоения Европейского Севера, публицист и пересказчик саамских сказок Евгения Яковлевна Пация в ста тье «У советских саамов нет проблем?» писала, что они занимали «самую низшую ступень, самую плохо оплачиваемую и низко квалифицированную работу, самое неблагоустроенное жилье. “Нельзя быть лопарем в Ловозе ре”, — говорили они» [ 14]. Да, почти 60% саамов умирает не от старости, примерно 20% кончают жизнь самоубийством, особенно молодежь допри зывного возраста. Большая половина мужчин-саамов никогда не вступала в брак. Алкоголизмом больны две трети населения. Многие лишены роди тельских прав и прошли тюрьмы, в основном за тунеядство. Когда возникла идея возрождения старых сел, понойский саам В. И. Да нилов сказал, что не верит уже ни в какую государственную помощь, так как, пока ее дождешься, на земле предков обязательно кто-то найдет нефть или газ и станет делать на этом деньги, военные настроят хранилища ра диоактивных отходов или полигоны, а браконьеры выловят всю семгу из Кольских рек. Бывшие жители Поноя до сих пор не могут взять в толк, как и почему село с богатым колхозом «Север», ежегодно дававшим стране более тыся чи центнеров ценной рыбы, могли посчитать неперспективным? 9 февраля 1977 года Поной был исключен из списков сел Мурманской области. Спустя 25 лет, 18 января 2003 года, в крещенский сочельник в Ловозер- ской библиотеке состоялась встреча понойских жителей. Иван Васильевич Вдовин, директор Ревдинского краеведческого музея, привез фильм «Село Поной». Понояне, увидев родные места, стали тут же бурно обсуждать, чьи дома засняты; с горечью отметили разрушение брат ской могилы; а когда появился в кадре дом с сохранившейся вывеской «Сбе регательный банк», засмеялись и сказали, что раз вывеска сохранилась, то и их вклады до сих пор, наверное, в Поное. Чувствовалась, какая тоска гло жет сердца этих людей, когда они, видя цветение разнотравья или поной ский лабиринт, трепетно произносили: «Смотрите, колокольчики! А вон наш лабиринт!» Видя крутые понойские горки, радостно восклицали: «Мы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz