Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

79 Саамские поселения Поной Более 400 лет назад поселились здесь саамы, затем пришли в эти края и русские. От поколения к поколению передавалась история Поноя — ста­ рейшего на Кольской земле села с крепкими крестьянскими хозяйствами. Хорошо люди жили: у каждого хозяйство свое, банька, колодец, огородец, амбарец с продуктами... Корабли с товарами приходили, большие торги устраивались.., но и его признали «неперспективным». Село Поной начинает свое летоисчисление с 1570 года, когда здесь по «челобитию терских лопарей и для крещения их в веру православныя» была построена церковь. По описи 1608 года в Поное проживало уже пять семей. Обратимся к историко-географической справке о Поное и впечатлени­ ям исследователей-этнографов. Село Поной «образовалось около 1570 г. как промысловая фактория нескольких монастырей и как база распростране­ ния христианства среди терских саами. Сюда сходились на промысел тюле­ ней с Двины, Беломорья и др. мест; имели своих агентов и иностранцы (гол­ ландцы). С 1620 г. — оброчное село боярина Никиты Романова, а затем — Крестного и Воскресенского монастырей... С 1830 г. сюда начинают пересе­ ляться терские саами разных погостов, смешиваясь с русскими...» [3, с. 79] Долгое время Поной был малонаселенным. По переписи 1858 года здесь проживало всего 122 человека, но в последние годы за счет переселения сюда терских саамов население Поноя стало резко увеличиваться. В «Крат­ ком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии» пишется, что «лопари этого погоста (34 м. п и 38 ж. п.) в образе своей жизни ничем почти не отличаются от русских: живут в обыкновенных домах, в которых встречаются даже “горницы” с голландскими печами, оставили кочевой образ жизни и занимаются уже не столько оленеводством, сколько морскими промыслами» [5]. Лесничий К. А. Соловцев в «Архангельских губернских ведомостях», рассказывая о быте поноян, писал, что они люби­ ли роскошь, жили добротно: пили чай, кофе, ели орехи и пряники, другие лакомства, а еще любили щеголять платьем... В. В. Чарнолуский в книге «В краю летучего камня» узнает у своего со­ провождающего Ильи, что означает слово «Поной»: «...по-нашему Пыэн- няйог... Пыэння — это будет “со глуби дна”». «Сами понояне говорят о своем селе: “Подле гора и там гора, а сверху дыра; вот тебе и Поной-село наше! Оно все вытянулось в одну линию вдоль узкой щели, образуемой отвесными горными кряжами более чем в 1000 ф. высоты”» [12, с. 26]. «Село Поной, расположенное на уступах высокого левого берега реки Поной близ впадения ее в горло Белого моря, является старинным русским селом, насчитывающим в настоящее время 300 человек жителей. Сюда сте­ кались с давних пор из разных концов Русского Севера промышленники

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz