Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

72 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель хор!” — погоняй оленей хореем, лети в снежном облаке, пой песню — это же только в рассказах писателей, которые никогда не бывали в тундре. На са­ мом деле все иначе: холод до костей, мокрая одежда, промозглый, воню­ чий балок, вечная оленина да мужское общество. И так три месяца. Потом две недели отдыха и опять за сотни километров от электричества, кварти­ ры, телевизора, а главное — от человеческого общения... Тоска!» [2] Вот так оленевод Канев, не выдержав этой тоски, вышел утром из бал­ ка, мало ли за чем, а через несколько минут прозвучал выстрел. И было Каневу всего 30 лет. Переселенные с родных мест люди ничего не имели за плечами, а с нуля начинать всегда куда труднее. Одной тундры и оленей мало. Все равно, что в конце XX века вновь к чуму вернуться. А все потому, что от дедовского оторвали, безработными, бессемейными сделали. Не оттого ли сейчас сре­ ди саамского народа маляров и грузчиков больше чем охотников, рыболо­ вов и оленеводов. Оленьи тропы заливались водами водохранилищ, так и не ставшими рыбными, распахивались пастбища, по которым исстари гулял олень, веч­ ный кормилец саама, а работа гидроэлектростанций пагубно сказывается как на оленях, так и на местной популяции семги. Где теперь найти винова­ тых в том, что загублены зимние пастбища между Умбозером и Варзугой... Можно много приводить примеров бесхозяйственности, да только этим не вернуть того, что уже уничтожено, а вот то, что еще можно спасти, об этом лучше спросить коренных жителей края, да только, к сожалению, никто не прислушивается ни к их мнению, ни к советам. Иоканга Особый интерес представляет Иокангский погост. В 1574 году в нем про­ живало 165 человек, в 1608 году было 32 вежи, в 1611-м — 91 вежа, значит, людей проживало еще больше, все идет по нарастанию, но почему вдруг в 1716-м в погосте остается всего 5 веж. Что случилось, почему практически весь погост исчезает? Ответ дал Анатолий Федорович Захаров, уроженец этого погоста. Ему рассказывала бабушка по прозвищу Фомиха. Погост тогда находился у второго ручья в расщелине, где стояли куваксы и не­ сколько веж. Местность открыта была на несколько верст. И вот однажды сюда высадились норвежцы. Они разрушили вежи, забрали в полон деву­ шек и уплыли. Когда в погост вернулись мужчины саамы, то увидели толь­ ко плачущих стариков и малолетних детей. После этого они перенесли по­ гост в расщелину между двух гор, и когда вновь пришли к этому берегу норвежцы, они ничего не обнаружили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz