Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
70 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Родина — это не только земля, это и старики наши... Убери наших ба бок, которых и так-то почти не осталось, и лопнет пуповина, с родной зем лей нас связывающая. Времена меж собой распадутся. И останется только то, на что пальцем можно показать... [8, с. 24] Двадцать шестого декабря 1962 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся РСФСР», которым предусматривалось де ление областных Советов и исполкомов на промышленные и сельские об ластные Советы и их исполкомы. С реорганизацией приходит другой приказ об укреплении колхозов, что привело к выселению людей из родовых погостов. Ворончане вспоминали, что на месте нынешней Серебрянской ГЭС раньше стояло их красивое село Воронье, о котором сложено столько саамских сказаний. Была в нем своя жизнь, рождались дети, умирали старики. Но вот указ сверху — село зато пить, людей выселить. Так и пришлось людям покидать родные места, ос тавляя родовые дома. Не разрешено их было даже по бревнам разобрать, чтобы на новом месте поднять. Уроженка села Воронье Мария Ивановна Захарова вспоминала, когда в 1964 году им пришлось переезжать из Воронье в Ловозеро, они не знали даже, где им на новом месте пристроиться. А за то, что дома свои в Воронье оставили, государство не заплатило ни полкопейки, хотя и были обещаны разного рода выплаты. В Ловозере их поселили среди семи семей в деревян ном доме, где располагался Национальный культурный центр. А в семье — по 10— 12 человек. И так им пришлось жить три года, как в «курятнике». Утром, чтобы пробраться к печи, затопить ее, некуда было ногу поставить, чтобы кого-то не побеспокоить. В 1989 году центральная газета «Труд» напечатала статью московских корреспондентов В. Галенкина и Т. Коваленко «Хрустальный чум», в кото рой еще тогда, писали о проблемах коренного народа Кольского полуост рова — саамов: «По тундре раньше было разбросано множество малень ких сел, кочевых поселков, где бок о бок трудились мужчины и женщины. Поселки свезли в Ловозеро. Женщин оторвали от привычного быта, тра диций, мужчины же остались в тундре при стадах. И вот семьи разорваны на три части... потому как нет теперь женщинам работы в тундре, а то и дети дома держат. Не всякой матери, как кукушке, захочется дитя свое от давать в интернат. И вот статистика: за 1989 год 20% мужчин умирают ес тественной смертью, 40% — кончают жизнь трагически: тонут, замерзают в тундре, гибнут в автомобильных катастрофах и по пьянке, потому как многие из них хронические алкоголики. В селе создавалось видимое благо получие: коттеджи (тогда они еще выглядели очень прилично), автомаши ны, но это вроде показательного элемента для гостей, а на самом деле: “Хор-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz