Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

69 Саамские поселения лилось три семьи родственников, 11 человек. В доме из двух комнат и кух­ ни жили 16 человек. Причем люди вселялись не на один год, а на пять лет... Из саамских семей, переселенных из Варзина, в каждой третьей кто-нибудь кончал жизнь самоубийством. Многие пили. За пьянство родителей лиша­ ли родительских прав. Дети после учебы в интернате были предоставлены сами себе. Жилья нет, идти кроме как в гости к пьяницам некуда, а значит, появлялись новые пьяницы и самоубийцы. Все это происходило оттого, что людей оторвали от насиженных мест, лишили привычного образа жизни, семейных традиций, гордости за свой род, ничего лучшего не предложив взамен. Чего же они ожидали, устилая благими намерениями дорогу в ад? Поддерживает JI. А. Ватонину и ловозерец Василий Павлович Селива­ нов. Он говорил о том, что печальная история переселения коренных жите­ лей из их деревушек, с мест промысла и оленьих пастбищ началась еще в 30-е годы. Все небольшие саамские поселения были ликвидированы. Народ ли­ шился привычных, дающих ему жизнь, видов труда: оленеводства, охоты, рыболовства. Не эта ли национальная политика создала тяжелую демогра­ фическую ситуацию? Ведь среди коренного населения пьянства в 2,7 раза больше, чем в среднем по области. Половина саамов в возрасте до 40 лет не создали семьи. Половина смертей — от алкоголизма. Варзино Ловозерского района было исключено из учета данных 30 ап­ реля 1970 года. Прасковья Петровна Захарова, уроженка Варзина, перенесшая репрес­ сии, оставшаяся с тремя детьми на руках, четырьмя племянниками да пре­ старелыми родителями, вынесшая лихолетье войны, голод, выселение из родового гнезда, все же сохранила родные корни. От Якова Ивановича Юшкова стало известно, что Семиостровский по­ гост для варзинцев считался зимним и, наоборот, Варзинский погост — летним для семиостровцев. Причем иокангские саамы семиостровцев на­ зывали вуокема (западные саамы), а ловозерские — нуррьт самь (восточ­ ные саамы). Воронье О Воронье в Географическом словаре Кольского полуострова говорит­ ся так: «Воронинский погост, Кордэг-сийт, село Ловозерского района... На правом берегу р. Вороньей у впадения в нее р. Лунь... Один из с старейших саамских погостов. В 16-м и первой половине 17 в. Относился к “Терским” погостам (по диалекту относится к кильдинско-ловозерской группе). В 1668 г. было 6 веж, населения — 17 мужч., в 1858 г. — 58 мужч., по переписи 1926 г. — 145 ч., к 1938 г. — 144 чел. (саами). С 1930 г. — оленеводческий колхоз “Доб­ роволец”» [3, с. 24].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz