Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
61 Саамские поселения ственный инвентарь в зависимости от времени его применения находится на соответствующем месте. Два, три или четыре жилища, возводимых на соответствующих промысловых местообитаниях, дают семье кров в разное время года, характеризуют явление многожилищности, для которого свой ственно последовательное прохождение семьи кочевника через ряд жилищ» [17, с. 142]. Саамы в старое время были народом полукочевым, потому зимой они жили в зимних погостах, которые считали своим постоянным местом жи тельства, а летом — в летних. Но, по утверждению Т. В. Лукьянченко, ло- возерские, пулозерские, каменские, нотозерские, бабинские и другие саа мы, зимние погосты которых находились в лесотундровой зоне, летних погостов не имели, просто весной они разъезжались к ближайшим рекам и озерам для ловли рыбы. Еще в XVI веке саамы проживали не только в пределах Лапландии, но и гораздо южнее. Они расселялись в семнадцати Заонежских и семи Лопских погостах северной Карелии [7, с. 15]. В 1597 году, по данным писцовой книги, Лопскими погостами были: Семчезерский, Селецкий, Паданский, Щуезер- ский, Ребольский и Выгозерский. К ним можно добавить еще и Линдозер- ский, Ругозерский и Панозерский. Грамоты XVI века указывают на нотозерских саамов и саамов, проживавших вдоль реки Колы, но сказать утвердительно, что в это время там уже существовал Нотозерский погост весьма затрудни тельно. Погосты саамов в древние времена не были постоянными. Через 10— 15 лет, если вокруг погоста ягель, основная пища оленей, оскудевал (при меры с Каменкой и Чальмны-Варрэ), саамы поселялись в другом месте. Например, в 1716 году в различных отчетах не упоминаются погосты Норенский и Понойский, зато появляются новые названия Лунданский, Тулванский, Каменский и Пурнацкий. За время 1608—1716 годов возникло несколько новых погостов, а два старых или исчезли, или изменили свое название, что более вероятно. В писцовой книге Алая Ивановича Михалкова, упоминаются погосты Мотовский и Китовский на реке Лице Малой и независимо от них урские саамы. В 1716 году погост Китовский уже не упоминается, а Мотовский стоит на новом месте на реке Уре. Также в переписи 1608—1611 годов упо минаются новые названия погостов: Ереозеро и Кандалакшское озеро, Муномашский, Норенский и другие погосты и волость Нявдемская. Пишет Алай Михалков и о становищах, расположенных по морскому берегу. Когда-то эти места были промысловыми для береговых саамов, которые промышляли палтус и треску в Мурманском конце. С приходом в Лапландию русских на промыслы сюда стали ходить коляне, посадские люди, инородцы и крестьяне поморских волостей. По морскому берегу от Кольского острога в Русский конец также промышляли коляне и иного- родцы: двиняне, каргопольцы, сумляне, заонежане и сыновья поморских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz