Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Саамские поселения Я арод саами расселен по Северу Финляндии, Шве­ ции, Норвегии и России. Всего саамов на земле бо­ лее 30 тысяч человек. В России они живут компактно — на Кольском полуострове. Российские саамы составляют все­ го 1% от численности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, чуть больше 1820 человек. Раньше у саа­ мов был очень сложный способ расселения. До наших дней дошли два, теперь уже неиспользуемых термина «погост» и «сыййт». Погостом в Северной России называется селение возле церкви. Термин известен, начиная с XVI века. Саам­ ское слово «сыййт» означает саамское общество, состоящее из нескольких семей и родов, коллективно владеющих опре­ деленными промысловыми территориями. Вот как об этом пишет В. Чарнолуский: «...отсутствие в лопарском языке слова, хотя бы совпа­ дающего с нашими понятиями “село”, “деревня” и “погост” и т. п., приводит к убеждению, что лопарские погосты не есть селения оседлого типа — деревни, села, хутора или рус­ ского “погоста” и т. п., свойственные оседлым народностям, но своеобразные сезонные места обитания с постоянными жилищами, где обитатели живут не всем домом в целом, как это имеется, например, у русских крестьян-земледельцев или у фермеров-скотоводов в Англии и Америке. Лопарский “дом” — двудомен, четырехдомен и далее, т. е. дом во всем разнообразии слагающих его элементов не умещается под одной кровлей одновременно. Женщины, дети и значитель­ ная доля сезонного хозяйственного инвентаря находятся под соответствующей сезону кровлей. Мужчина же живет боль­ шую часть года в своем подвижном жилье — стане. Хозяй-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz