Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
59 Круглый год возвращались в Семиостровье, в зимний погост. Постоянным местом про живания для саамов село Варзино стало только в 1935—1936 годах. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Алымов В. К. Оленеводство Мурманского округа. Статистико-экономический очерк // Доклады и сообщения. — Вып. 2. — Мурманское общество краеведов. 2. Верхняя зимняя одежда из оленьего меха. 3. Волков Н. Н. Российские саамы. DIEDUT. — 1996. 4. Головин А. Д. и Друри И. В. Начало стационарного изучения оленя и оленеводства в Мурманском округе. Статистическо-экономический очерк // Доклады и сообщения. — Вып. 2. 5. Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири. Народы Край него Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. — М., 2002. — Т. 1. 6. Кожевников А. В. Солнце ездит на оленях. — М., 1972. 7. Ламартинъер П. М., де. Фрагмент из книги «Путешествие в Северные страны». Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. — М., 2002. — Т. 1. 8. Место жертвоприношения по-саамски — пась сайй (кильдинский диалект) или пассь паййхьк (колтасаамкий диалект) — священное место; некоторые ученые указывают на пред положительную связь слов «пассь» и «пашшьтэ» — печь на костре (мясо, рыбу). 9. От саамского kolgahk (нотозерский диалект) — изнуренный после гона (времени спа ривания) олень-самец. 10. Панкратов С. Мой Север. — Мурманск, 1961. 11. Плетенная в три ряда плоская веревка с петлей в 70 см для связывания у оленей трех ног — двух задних и одной передней, чтобы олень меньше беспокоился и не прыгал бы. Плоская, чтобы веревка не натирала ноги. 12. Сйррпэррт — дом для игр, гулянок; место, где саамы собирались, чтобы попеть, потанцевать, поиграть в игры. 13. Робинсон Майкл П. и Кассим Карим-Али С. Саамская картошка: жизнь среди оленей во время перестройки. — М., 2000. 14. Саамские сказки. Запись В. В. Чарнолуского. — М., 1962. 15. Саамское слово «коллкэ» имеет несколько значений, в частности — течь, струиться и линять (о животных). 16. Сообщение Ф. Шаткова о жертвоприношении в Семиостровском погосте в конце XIX века. Обряд жертвоприношения у иокангских саамов был впервые описан финским лингвистом Генетцом (1878). 17. Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки. — 1890.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz