Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

51 Круглый год Райда 8-й месяц, апрель — вузь-манн. По Харузину — выззи, или ввуззи [17, с. 108]. Это название происходит от саамского слова, означающего «теленок». С Масленицы, точнее, с четверга, начинался кэрхэллэм пёййв — «гу- лемный день». Устраивались вечеринки, саамы пели песни, катались на оле­ нях, старики охотились на куропаток. В это время в стаце все важенки становятся за важенкой-вожаком. Они чувствуют тягу к отелу и спешат на те места, где сами родились или отели­ лись. Пастухи уже реже возвращаются домой — забот в стаде прибавляется. Саамские пастухи с приходом в Лапландию солнца после полярной ночи уже не знали ни сна ни отдыха, «кружились, наподобие незаходящего солнца... Чем отличен оленный пастух от полярного солнца? Солнце только однажды в году не закатно. А пастух три поры не заходит в свой дом: Месяц весной, когда телятся важенки, Два месяца летом, в комариное время, И месяц осенью, в пору оленной любви. Если хочешь стать лучше солнца — Иди в пастухи!» [6, с. 178] Женщины тоже заканчивают зимние работы. Мужчины чинят сани, ке- режи, сбрую. Все собираются в путь на свои весенние стоянки. К Егорьеву дню всем погостом оставляют зимние жилища. В ту пору раййты саамов растягивались почти на два километра. Таким длинным поездом люди, ко­ нечно же, не могли проехать большие расстояния. В день они преодолева­ ли всего до десяти—пятнадцати километров, но необходимо было спешить 4*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz