Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

so Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Кыдт — весна 7-й месяц приходился у саамов на февраль—март и назывался нюххч- манн [17, с. 108] (лебединый месяц). В это время в Лапландию прилетают лебеди. «Лебеди — они как женщины, и саамы никогда не трогают их» [13, с. 68]. Время хорошее: ночью морозы, днем солнышко пригревает, и дышать уже легче. Это время называется по-саамски сыохч. В конце нюххч-манн начинает нереститься налим, и саамы в течение недели ходят на озера. Делают прорубь и с наживкой из рыбьих потрохов начинают ловить налима. Таким способом, бывало, за неделю вылавлива­ ли по десять—двадцать пудов рыбы на человека. «А ты знаешь ли, что за морем на полуночник живет наш хозяин, вели­ кий старец, образом Морж?.. Это он посылает нам косяки сельди, и трески, и пикши, он подгоняет и палтуса и камбалу к берегам нашим. Он гонит из моря в реки красную рыбу и сижков нам дает. Это он, кормилец, приводит к нам морского зверя — тюленя и нерпу. Он выбрасывает на обсушку жир­ ных китов...» [14, с. 18] Саамы, проживавшие по берегу Соловецкого моря, так в «Книге Боль­ шому чертежу» записано Белое море, в это время промышляли тюленей, белька. Тюлень приходил к берегам для спаривания и рождения тюленят, и у саамов начинался торосовый промысел. Собираясь по пять-шесть чело­ век, они били в день до двухсот голов морского зверя. Добычу делили по­ ровну и тут же продавали ее местному русскому населению. На нюххч-манн выпадало и время жертвоприношения. Мужчины пого­ ста, руководимые нуэйтом (колдуном), отправлялись в избранное им место для совершения жертвоприношения. Люди переодевались во все чистое, мо­ лились и, привязав к кережам жертвенных оленей, отправлялись к месту ритуала. По приезде строили две куваксы, одна из которых предназнача­ лась для варки мяса. Перед тем, как приступить к жертвоприношению, те, кто должны варить мясо, раздевались догола и обливали друг друга водой, окрашенной ольховой корой. Затем надевали специальные одежды и прино­ сили жертвы. С оленей аккуратно снимали шкуры, не делая дополнительных надрезов, кроме одного, что шел по животу. Отделяли голову и оставляли ее со шкурой. Затем шкуру с головой надевали на приготовленную для это­ го случая скамейку, получалось что-то вроде чучела, после чего начинали варить мясо. Язык делили на то количество частей, сколько было участников жертвоприношения. После еды ложились спать. Наутро нуэйт разгадывал сны, предсказывая будущее. Мартовское жертвоприношение устраивалось для увеличения стад оленей и для здоровья всех саамов погоста [16]. В нюххч-манн кастрированные самцы начинали сбрасывать рога. Хотя единичные безрогие экземпляры встречались и в конце января. А в конце апреля все быки были уже безрогими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz