Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
48 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель бевал, тут же нападали на стадо. Два волка могли зарезать пять-шесть оле ней за пятнадцать минут. Волки, хоть раз напавшие на стадо, больше уже от него не отходили, улучая момент напасть на телят или ослабших оленей. Пастухи, если волки начинали резать оленей, устраивали на них засаду, на которую выходили всем погостом и забивали хищников палками, перела мывая хребты. Хирвасы-самцы сразу после случного периода в пассь-манн сбрасыва ют рога. Делают они это раньше всех других оленей. Женщины в темное время года в основном сидели дома и занимались хозяйством. Мужчины находили время до Святок разок-другой сходить на охоту, подстрелить лисицу или песца. Пушная охота у кольских саамов начиналась примерно с середины пассь- манн — сразу после переезда в зимние погосты — и продолжалась до апре ля. Саамы западных и центральных районов полуострова (нотозерские, бабинские, печенгские, сонгельские, экостровские, ловозерские и воронин- ские) охотились главным образом в лесных и горных районах полуострова на лисицу, белку, куницу, горностая и других зверей. Саамы самых запад ных погостов, особенно в материковой части вплоть до района Кеми, охо тились на бобра и платили дань бобровыми шкурками еще в XVIII веке. У восточных саамов (семиостровских, каменских, иокангских, лумбовских, понойских и сосновских) в тундровых районах (как внутренних, так и при брежных) преобладала охота на белого и голубого песцов. Охотились так же на лисицу, куницу, росомаху и других с помощью лука. А вот оленей- дикарей ловили старым дедовским способом в силки-петли или с помощью ловчих ям, замаскированных ветками, мхом и снегом. Ламартиньер писал: «Проезжая между двумя гребнями гор, заметили мы лапландца, идущего на охоту, который нас догнал, скользя по снегу так же быстро, как мы ехали. Он почти не оставлял следов на снежной равнине, катясь на лыжах, сделанных из деревянных пластин, длиной футов в 6 Уг, а шириной всего пальца в 4, плоских снизу и с углублением на тех местах, где к ним прикреплялись лыжи. Охотник был одет, как все, — в олений мех шерстью вверх, шапка, рукавицы, верхнее платье, штаны и сами сапоги были расшиты оловом, он был подпоясан оленьим ремнем. В одной руке он дер жал дротик, в другой лук, а за спиной у него висел колчан, полный стрел, за ним бежала жирная черная кошка... Они так ловки в метании дротиков, что на 30 шагов попадают в серебряное экю и бросают их столь сильно, что могут пробить человека насквозь. Из лука они по желанию бьют зверей тоже без промаха» [7, с. 23 — 24]. 5-й месяц соответствовал декабрю—январю и назывался пассь — посты (Харузин дает название месяцев на колтасаамском языке — тальво: от талльв зима). В старину это означало место жертвоприношения, святи лище [8]. Сейчас у названия другое, более прозаичное, значение — приго
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz