Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
406 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Хозяин тундры Бой был нешуточным. После него, отбросив соперников, победитель демонстрировал свою победу над «важенкой», вполне натурально повто ряя действия оленей во время гона [5, с. 290 — 291]. Все это не было просто забавой. Скорее всего, «имание оленей» пред ставляло собой магическое действо, призванное обеспечить не только здо ровье и плодородие животных, но здоровье и плодородие самих саамов — «оленных людей». Вот почему тайна праздника очень оберегалась. А. Никитин пишет, что свидетелем праздника оказался человек, попав ший на него с хозяином — крупнейшим оленеводом Лапландии, в зависи мости от которого находились все кочующие саамы. А вот что сообщал В. Чарнолуский: «Осенью лопари празднуют осо бый праздник. В этот день оленей не запрягают; все мужчины-саамы от правляются на Олений остров. Здесь происходит нечто вроде древнего жер твоприношения. Саамы складывают в пещере привезенные с собою оле ньи рога. В древности, рассказывают старики, на этом острове и происходили со стязания молодых людей. Они выходили на бой голыми, с оленьими рога ми на головах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz